Дальнобойщик Нурлан АМИРХАН уже больше 20 лет занимается грузоперевозками. Мужчина вспоминает, как в начале 2000-х ездил по дороге из Актау в Атырау. На некоторых участках “дороги жизни”, как ее называли, приходилось буквально ползти с черепашьей скоростью – настолько дорога была разбита. Вспоминает и то, как зимой застрял на перевале Маната, его товарищами по несчастью тогда стали больше 30 водителей большегрузов. Сейчас же, как отмечает дальнобойщик, проблем с дорогами нет.
– Например, дорога из Актау в Жанаозен. Всего несколько лет назад там невозможно было ездить. Теперь это отличная трасса. По работе я объездил всю область и некоторые соседние регионы и могу сказать, что у нас дороги – одни из самых лучших, – отмечает водитель.
Протяженность всех автомобильных дорог области – 2 957 километров. Из них 1 013 км – это дороги республиканского значения, остальные – местного значения. Одна из дорог, которая сейчас капитально ремонтируется – дорога республиканского значения Курык – Жетыбай. Через несколько лет это будет трасса 3-й категории протяженностью 64 километра. Битум для ремонта дороги приобретают на местном битумном заводе. К слову, после введения его в эксплуатацию дороги в Мангистау начали строить активнее.
– Гарантию на дорогу мы даем на пять лет. Климатические условия Мангистау таковы, что здесь нужны особые технологии укладки асфальта. Сам асфальт трехслойный. Первый слой в 11 сантиметров – это высокопористый асфальтобетон, затем крупнозернистый асфальтобетон толщиной семь сантиметров и последнее покрытие – щебеночно-мастичный асфальт. Это добавляет эластичности и продлевает срок службы автодороги. Ранее наша компания строила автодорогу Жетыбай – Жанаозен и город Актау – аэропорт. Никаких замечаний со стороны заказчиков нет, – говорит представитель компании-подрядчика Надирхан КЛЫШМАГАНБЕТОВ.
С начала нынешнего года из республиканского и местного бюджета поддержано 12 проектов по дорогам областного и районного значения на 6,1 млрд тенге. Среди этих проектов – ремонт, строительство и реконструкция дорог как в городе Актау, так и в районах области.
– По программе “Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в моно- и малых городах” из бюджета выделено 653,9 миллиона тенге на четыре автодороги протяженностью 24 километра. Эти проекты реализуются в городах Жанаозене и Форт-Шевченко. Кроме того, в рамках программы развития областных центров в нынешнем году из республиканского бюджета поддержано 217,7 миллиона тенге на проекты расширения существующих автодорог в городе Актау. Сейчас идет работа по запуску конкурсов по госзакупкам, – рассказывает руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Адайбек КАЛИЕВ.
Особое внимание на автодорогах уделяется безопасности, говорят специалисты управления. Боль мангистауских водителей – это скот, который в ночное время неожиданно появляется на дороге. Чтобы избежать ДТП, на автодорогах устанавливают устройства “электропастух”. Такие спецустройства уже установили на 80 километрах.
Кроме того, для безопасности водителей на дорогах республиканского значения проводят ямочный ремонт и заделывают трещины, меняют дорожные знаки, ставят и ремонтируют ограждения и устанавливают катафоты.
До 2025 года планируется строительство двух важных дорог республиканского значения. Это Бейнеу – Шалкар и Жанаозен – граница Туркменистана. Всего же за последние 30 лет в Мангистау обновлено более трех тысяч километров автодорог.
АКТАУ