Детям – роботы, учителям – курсы

Вложились по полной

Еще в декабре прошлого года предприятия области проявили фантастическую массовую сознательность и собрали для школ 2,3 миллиарда тенге. На прошлой неделе на традиционном августовском совещании учителей аким ВКО Даниал АХМЕТОВ отчитался: на эти деньги для всех 277 полнокомплектных школ области закуплены кабинеты естественных предметов и классы робототехники по стандартам Назарбаев Интеллектуальные школы. Вся начинка готова, с 1 сентября кабинеты заработают.

В общем, несложно представить конструкторские наборы с чипами и датчиками в физматшколе или даже в обычной городской – здесь это не в диковинку и, как минимум, с Интернетом нет проблем. Но в сельской местности ситуация, мягко говоря, иная.

Еще весной областная исполнительная власть признавала: из 729 населенных пунк­тов доступ к широкополосному Интернету имеют 129. В том же Зыряновском районе многие села не только не знали о возможностях Всемирной паутины – элементарно не было мобильной связи. Кулуарно, без имен, учителя из глубинки откровенничали: даже если им поставят комплекты робототехники, они будут использовать их только на время приезда какой-нибудь комиссии.

Достанут, а потом снова спрячут, потому что “ученик что-нибудь потеряет, а нам отвечай”.

Что представляет собой класс робототехники? 10 конструкторских наборов базового и среднего уровня, 3D-принтер, мебель. Кроме того, по словам акима Ахметова, для школ еще закуплено больше четырех тысяч компьютеров, 100 учебных заведений получили беспроводной Wi-Fi. Цифры, конечно, приятные, но главное все-таки не в них.

Удалось найти способ поменять психологию провинциального неуверенного преподавателя. Как? Обучением. Инженеры будущего

– Мы собрали 556 учителей информатики, математики, физики из всех полнокомплектных школ и в три потока за лето провели обучение, – рассказал Самир КЕРИМОВ, руководитель IT-Center при Усть-Каменогорском политехническом колледже. – У нас есть ноу-хау – свои разработки курсов по 3D-моделированию, программированию логических контроллеров, основам программирования в начальной школе, по робототехнике и компьютеризированным системам, а также по созданию web-приложений для web-сайтов. В течение трех недель мы занимались с людьми. Бесплатно. Потом еще две недели проводили практику. Если у кого-то возникают вопросы, мы всегда на связи online.

Дети и роботы

– У наших учителей определенный уровень уже был, и курсы отчасти позволили его закрепить, – дополнила Ирина БУТОВА, учитель робототехники областной специализированной школы-лицея для детей, одаренных в области математики, физики, информатики. – В то же время тренеры помогли разобраться в деталях многих программ. Нам показали дополнительные возможности и функционал конструкторов. Дали готовые разработки уроков – это большой плюс. Если учитель только с сентября начнет вести курс, ему не придется изобретать велосипед.

По словам педагога, интерес к робототехнике у детей большой.

– Если стоит выбор, купить компьютер или конструкторский набор, ребенок выберет робота, – отметила она.

Причем ребята быстро схватывают программы и зачастую выдают такие нестандартные решения, которые взрослому не пришли бы в голову. Инженерные идеи у них бесконечно разные и зависят только от богатства фантазии. Например, в прошлом учебном году в лицее сконструировали робота, который может заниматься поиском полезных ископаемых на других планетах. Аппарат оснащен системой спуска на поверхность, может проникнуть в труднодоступную местность, пробурить скважину и вернуться с образцами керна.

В этом году планируется создать второго робота на случай аварийной ситуации. Робот-помощник должен прибыть по сигналу и устранить поломку.

Как рассказал один из тренеров по робототехнике, учитель информатики усть-каменогорской Назарбаев Интеллектуальной школы г. Усть-Каменогорска Биржан САПУАНОВ, необходимость робототехники сегодня очевидна даже неспециалисту. Мелкая моторика рук стимулирует развитие мозга. Дети осваивают 3D-моделирование и программирование, без которых уже невозможно представить технические профессии. Появилось даже такое понятие, как “программный ум”: ребенок при создании программы закладывает большое количество критериев – силу тока каждого моторчика, число оборотов колеса на определенном отрезке трассы, градус разворота, мощность батарейки и так далее. Восприятие мира у таких детей другое.

– Мы можем что-то предложить, но не всегда ребенок с этим согласится, – отметил учитель. – У них другое мышление, креативное. Один и тот же элемент они могут увидеть по-разному.

Школьная робототехника давно вышла за рамки обычного моделирования. Направление продвигается так быстро, что многие идеи, которые у кого-то еще только в задумках, возможно, устарели.

В прошлом году сенсацией стал ученический проект рентген-кабинета на базе контроллера EV3: автоматика на основе параметров веса, роста, объема человека оценивает общее состояние организма.

– В робототехнике самое сложное – это оборудование, – заключил педагог НИШ. – Нужны подзарядка для ноутбуков, провода, чтобы заряжать роботов, определенные столы, стулья, шкафы. В этом году школы получили нужную базу и знания.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК