Детские сады с недетскими проблемами

В корпункт “КАРАВАНА” в Шымкенте обратилась женщина, пытающаяся устроить в детский сад своего приемного ребенка. Мы уже рассказывали историю об удочерении, и эта тема явилась, по сути, логическим продолжением борьбы наших женщин за право быть приемной матерью. Наша героиня, назовем ее Анной, смогла оформить патронат над 4-летней девочкой. Но находиться с дочерью целыми днями не может. Чтобы обеспечивать себя и ребенка, ей, естественно, надо работать. Сам собой встал вопрос о детском саде.

В Шымкенте по программе “Балапан” работают около 25 государственных садов и еще 60 частных. Вместимость этих детсадов – 5 313 мест. А до апреля 2014 года официальная очередь в детсады в областном центре насчитывает 76 тысяч человек. Всего же в Шымкенте зарегистрировано 112 тысяч детей до шести лет – потенциальных питомцев детских садов. В год с учетом того, что подросшие дети уходят в школу и открываются вакантные места или семьи переезжают в другой город, очередь продвигается в среднем не более чем на 2–3 тысячи малышей. Таким образом, чтобы 2-летний человечек пошел в младшую группу садика, его надо ставить на очередь еще за два года до рождения! Вот и получается, что в Шымкенте примерно четверо из пяти малолетних детей вырастают до школьного возраста, так и не дождавшись своей очереди в детский сад.

Правда, южане, проявляя свойственную им предприимчивость, умудряются буквально впихнуть своих отпрысков в детские сады. Увы, в основном незаконными методами.

– Проверка государственных детских садов, подведомственных отделу образования Шымкента, выявила, что детей там в два раза больше установленного лимита, – сообщил старший помощник прокурора ЮКО Батыр ЕРГЕШЕВ. – Это привело не только к нарушению прав детей в виде ухудшения качества содержания и подготовки, но и к нарушению трудовых прав работников данных учреждений – нянечек, воспитательниц.

В городском отделе образования, куда Анна обратилась за направлением, сразу сказали, что в лучшем случае смогут найти вариант только к лету, когда появятся вакантные места. Предложили самим поискать место в частных детских садах.

Однако здесь Анну подстерегали очередные препятствия.

В районе, где я живу, даже частные детские сады оказались переполнены. К тому же они находятся очень далеко от нас. Пришлось выбрать детсад рядом с домом нашей бабушки. Тут частный детский сад – в доме всего две комнаты, небольшой дворик. Только две группы – младшая, примерно от 3 до 4 лет, и старшая, где детей уже готовят к школе. Мою 5-летнюю дочь даже не знали, в какую группу определить. Но все-таки взяли.

При этом в частном детсаду даже не предложили заключить договор или другой документ. Просто взяли плату за полгода вперед:

– Спустя месяц дочка оказалась вся в синяках и шишках. Выяснилось, на нее упал одежный шкафчик. При этом воспитатели обвинили во всем моего же ребенка – слишком уж активный, прыгает-бегает. Правда, после этого случая шкафчики в раздевалке жестко прикрепили к полу. Но кто поручится, что больше ничего не упадет при таком подходе?

Еще один случай вообще превзошел все самые негативные ожидания от детского сада. В группе нянечка стала выяснять у ребенка, родная она маме или приемная:

– Дочка вдруг стала спрашивать, родная я ей или нет. В принципе, я этого не скрывала, но и афишировать для девочки такое не считала нужным. Таких разговоров никогда не заходило. Она меня называла мамой четыре года, и никаких вопросов. А тут такое! Я стала интересоваться, откуда возникло это. Выяснилось, что ее “интервьюировала” нянечка. Я сообщила об этом и заведующей детсадом, и в горОО. Но ответ был ожидаемым: “Сигнал не подтвердился”. Все опять свалили на ребенка – мол, девочка врет!

В областной прокуратуре приводят свои примеры нарушений.

В Шымкенте 7 детских садов получали государственный заказ, используя подложные лицензии и заключения о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Подвергнуты опасности жизнь и здоровье более 500 детей, – сообщил Батыр Ергешев. – Даже в тех детсадах, где с лицензией все в порядке, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности и так далее. Имеются недочеты и с кадровым составом воспитателей и нянечек. Есть факты, когда на должность воспитателей принимали лиц с поддельными дипломами. Это, конечно, не поднимает качество воспитательной работы в дошкольных учреждениях.

– После этой истории мой ребенок стал настоящим изгоем в группе. В конце концов мне практически открыто заявили, чтобы я забирала своего ребенка, – продолжает Анна. – Мне с радостью вернули оставшуюся часть оплаты. Но куда теперь нам деваться?

Но самое главное, что устройство ребенка в детский садик без направления из управления образования является нарушением со стороны родителя. Добиваться соблюдения прав ребенка в таких ситуациях весьма проблематично. А с введением моратория на проверки объектов предпринимательства частные детские сады оказались в ситуации, где все зависит только от воли руководства. Меж тем прокурор областного управления по надзору за соблюдением законности в социально-экономической сфере Амангельды НАКИПБЕКОВ привел далеко не единичные факты нарушений:

К дисциплинарной ответственности привлечено 116 лиц. 71 работник привлечен к административной, а 6 – к материальной ответственности. Возбуждено 3 уголовных дела. Приостановлена работа 11 дошкольных организаций (5 детских садов и 6 малых центров). По 10 материалам принимаются процессуальные решения.

По мнению руководителя общественного фонда “Улагатты жануя” Марианны ГУРИНОЙ, подобная ситуация является бедой для всего Казахстана:

– Частные детсады не подвергаются проверке в течение трех лет... По закону в пять лет ребенка обязаны принять в садик по месту жительства в подготовительную группу. Но как эти законы будут выполняться? – вопрос более чем риторический.

В прокуратуре на такие вопросы отвечают очень лаконично: “В случае нарушения прав гражданам следует обращаться в судебные органы с исками”. Слов нет, защищать свои права или нет – это личное дело граждан. А если некогда заниматься судебными тяжбами? Выходит, что прокуратуре нет дела до нарушений прав матери и ребенка?

Шымкент

Автор: Алим Абенов