Человечество шагнуло в третье тысячелетие. Однако от некоторых взглядов и привычек, от которых так и веет махровым средневековьем, не избавилось.
Возникает даже ощущение, что для некоторых взглядов люди в своих головах устроили нечто вроде заповедника. И свято берегут их под видом ментальности и традиций.
Своеобразную действующую "коллекцию" околомедицинских мифов и заблуждений, бытующих среди жителей ЮКО, "собрал" врач Михаил Мочалин.
Проработав более двадцати лет детским врачом педиатром в Сарыагашском районе, Михаил Георгиевич неоднократно становился свидетелем трагичных, а порой и преступных результатов "народной" самодиагностики и самолечения болезней детей.
- По степени значимости и распространенности заблуждений я бы выделил несколько главных "мифических болезней", - говорит М. Мочалин.
На первом месте - сглаз, порча ребенка (на казахском языке - коз тигал, кірне дуа). Причем симпотмы, по которым родители "вычисляют" такой недуг, варьируются в зависимости от фантазии самих родителей.
Примечательно, но родители почти всегда со 100%-й уверенностью "обнаруживают" конкретного человека, сглазившего их чадо.
Затем идет так называемое "прорезывание зубов". Симптоматика здесь также не ограничена - повышение температуры, понос, рвота, любая сыпь - все объясняется появлением зубов. Причем нередко этой причиной объясняют даже болезненное состояние ребенка в том периоде, когда о прорезывании зубов, как правило, еще не может быть и речи - то есть до 4-месячного возраста.
Следующим по распространенности идет "грыжа". Сама по себе грыжа, особенно пупочная, не такая уж редкость у детей грудного возраста. Она может быть вызвана массой болезненных состояний - от насадного плача до отитов и гастроэнтерита. Однако грыжа в данном случае является лишь следствием подобных заболеваний. Между тем как в народных "поверьях" грыжа фигурирует как непосредственная причина других осложнений.
Еще одно типичное заблуждение - "приросшая лопатка". Болезнь, которая вообще не известна официальной науке, но которую периодически находят и "лечат" у детей в сельских семьях.
Даже традиционная простуда посредством "проверенных" "народных" способов лечения, к которым прежде всего прибегают родители, умудрилась стать фактором повышенной опасности в сельских районах.
Чем страшны подобные "детские болезни"? Прежде всего тем, что люди, как правило, поставив подобный самодиагноз, тут же беруться лечить больных детей исключительно народными средствами и методами. Уже не говоря о том, что истинная болезнь, (если она имеет место), остается не выявленной, иные средства лечения сами по себе повергают в ужас.
Отдельной строкой стоит обращение родителей к знахарям, целителям, бахсы и табибам. Излишне говорить, что преобладающее большинство подобных "целителей" не обладают никакими медицинскими знаниями, и мотивы их исключительно корыстны.
Дело усугубляется еще и тем, что платные рекомендации, полученные от таких врачевателей, толкают людей на действия, которые лечением уж никак не назовешь: заворачивание больного ребенка в шкуры свежеубитых животных, прикладывание к больному месту внутренностей животных, пускание крови, битье камчой, прижигание, закапывание в землю, или, из новых веяний - лечение электрическим разрядом напряжения до 220 вольт! Целители при этом требуют неукоснительного выполнения обрядов, и родители беспрекословно следуют даже самым варварским рекомендациям.
- На моей памяти была масса примеров,- говорит Михаил Мочалин, - когда подростки страдающие шизофренией, жаловались родителям на то, что слышат в голове то угрожающие, то приказывающие голоса.
Однако целители объясняли родителям, что их ребенок "отмечен" высшими силами, и будет с возрастом сам великим бахсы (ясновидцем). И только после того, как подростки брались за топор, так как "голоса" приказывали им расправиться с родителями или еще кем-нибудь, мама с папой понимали, что следует обращаться не к прорицателям, а к психиатрам.
Не уступают рекомендациям целителей и традиционные, общеизвестные способы народного лечения, к которым без тени сомнения прибегают родители, безо всяких консультаций с медиками.
Тот же "отрыв приросшей лопатки" у грудного ребенка практикуется практически в массовом порядке. Причем "диагноз" этой "болезни" вызван исключительно естественной анатомической особенностью грудного ребенка.
Дети до 3 месяцев, как правило, продолжают находятся в позе "зародыша" или "боксера". Однако знающие "умельцы" тут же начинают "выпрямлять" грудное существо. Вывихнутые руки, ножки, порой и повреждение позвоночника - вот типичный результат такого лечения.
Либо другая крайность - полное безразличие к нездоровому состояние ребенка. Несмотря на повышенную темпертару, постоянный детский плач, рвоту, понос, родители остаются в абсолютном спокойствии, так как ребенку поставлен диагноз - "зубки режутся". А значит, все пройдет само собой, надо просто подождать. Запущенные болезни, осложнения, а то и летальный исход от элементарной, но реальной болезни - таков плачевный итог.
При всех недостатках современной казахстанской медицины, она все-таки избавлена от подобных "детских болезней" и вполне способна в большинстве случаев оказать реальную и эффективную помощь.
В ЮКО практически нет такого района или села, откуда невозможно было бы добраться до стационарного медицинского учреждения. Однако изменившиеся социльные условия не изменили менталитет населения по отношению к своему здоровью.
И "детские болезни" общества продолжают оставаться реалиями нашего времени...