Дети - в науке

Ученые Казахстана всерьез считают "эту силу" своим продолжением и пополнением. А центр "Дарын", призванный искать в стране смышленых, практичных и талантливых вот уже пять лет организует для этих ребят городские и республиканские научные конференции. В результате казахстанская наука имеет в своем арсенале далеко не детские научные изыски. Городской конкурс школьных научных работ проходил в южной столице. Школьники приятно удивили жюри своими исследованиями, выводами, предложениями и даже… темами.
Знакомьтесь!
Асия Касымова. Ученица 10 класса сш № 159. Любит читать толстые и умные книги про рыб. Свободное время большей частью проводит в лаборатории на биофаке КазГУ.
Отличница. Но это не мешает ей заниматься танцами (для себя), серьезно учить казахский (для себя), заниматься наукой (тоже для себя).
Победительница городского конкурса научных школьных работ в секции биология 2003 года (заняла 1 место).
После городского конкурса научных работ сдала тестирование по профильному предмету - биологии (таковы правила научных состязаний), набрав максимально возможное количество баллов - 101 и прошла в следующий тур соревнований - на республиканский конкурс. Если ее трактат о тюльке ученые найдут полезным, принципиально новым, в какой-то мере глобальным, она может стать победительницей республиканского конкурса и получить медаль "Алтын бiлге". Золотой знак дает право на получение гранта на бесплатное обучение в любом вузе страны.
Что еще? Еще, хочется сказать, что яблоко от яблоньки недалеко падает. Мама у Асии - биолог, папа - геолог, бабушка - казаховед.
Тюлька
Тюлька - крошечная рыбка, внешне ничем не отличается от кильки. Водится в Каспии. Пока водится. Ученица десятого класса многопрофильной гимназии № 159 города Алматы Асия Касымова научно доказала, что рыбка серьезно больна и уже вымирает.
Знания десятиклассницы об этой популяции, прямо-таки шокируют и слегка настораживают: понимаете, ей всего 16 лет, а она уже знает что такое лизис яичников и микробиоз печени (у рыбки разумеется). Лучшие два года молодой жизни, начиная с восьмого класса, сознательно и добровольно юная леди потратила на рыб: "топила" их в формалине, резала, просиживала над микроскопом в лаборатории биофака КазГУ, изучала. Зачем?
"Это очень интересно! И потом, проблемы Каспия - актуальны. А научная работа… хоть и забирает много времени, зато помогает определиться с выбором. Теперь я точно знаю, буду поступать на биофак и продолжать начатую работу, - говорит она и добавляет - тюльку никто никогда раньше не изучал. Белугу изучали, осетровые - тоже. А эта рыба, хоть и маленькая, но со значением. Если пропадет биологический вид каспийской тюльки, нарушится вся биологическая цепь и начнется вымирание промысловых видов рыб, тюленей. Потому что все ею питаются".
Человек, кстати, тоже. Асия говорит, что из тюльки делают консервы (похожи на кильку в томате). Но уловы в последнее время сильно сократились. И вот теперь - вердикт ученых: несчастная рыбешка больная-пребольная. Цитологические исследования показали, что у нее происходит расщепление клеток яичников и отмирание клеток печени. За два года работы с рыбами, Асие ни одна здоровая не встретилась. Все - с патологиями и нарушениями. Последние здоровые рыбки встречались в 97-98 годах. Тогда тюлька жила в Каспии безбедно. Именно на эти года приходятся описания в литературе нормальных характеристик рыбешки.
Сейчас все изменилось
Отчего рыбе так не повезло, почему страдают особи именно женского пола, под ударом оказываются яичники и печень, а, скажем, не рыбьи мозги, что провоцирует снижение репродуктивной системы? Асия дает классическое объяснение: оказывается, когда не хватает питания, рыба начинает "съедать саму себя", получая все необходимые вещества и витамины именно из яичников. Со временем такая подпитка заканчивается дисфункцией половой системы. А на печень сильно действуют яды, химикаты, которых с избытком в воде Каспия. Вокруг много заводов, которые сливают свои отходы в воду. Все они оседают в печенке. Но, сказать наверняка, на сто процентов - как экологическая обстановка действует на рыб, какие яды на что влияют пока нельзя. Это еще только предстоит изучить. В научную работу Асии такая задача не входила. Она исследовала общее состояние рыб, так сказать их самочувствие. Кроме того, удалось вывести нарушение полового соотношения у тюлек. В норме считается, когда один самец приходится на одну самочку. Сейчас же одна самка приходится на 3-4 самца. То есть, в большей степени гибнут самочки. Почему? Что оказывает на них губительное действие и не позволяет размножаться? Все эти вопросы будут подниматься в дальнейшей научной работе Саиды Кобегеновой, кандидата биологических наук, доцента кафедры ихтиологии и зоологии, которая стала научным руководителем Асии. Работа, проделанная совместно с ученицей, ляжет в основу докторской диссертации.
Жюри
Анатолий Васильевич Чекаргин, доктор географических наук, почетный профессор, заведующий кафедрой геоэкологии КазГУ имени Аль-Фараби :
"Конкурсные работы этого года смело можно разделить на две части. Одни выполнены в чисто реферативной манере. Другие основываются на опытах и экспериментах, на длительных исследованиях. Вторые работы, безусловно, представляют больший интерес. Первые же слабы и не могут претендовать на ученую степень. Почему на научной конференции появляются откровенно слабые работы? Мне видится здесь две причины. Первая - там где руководителям учеников являются их школьные учителя, работы сильно проигрывают. Надо чтобы работой руководили ученые. И второе. Научную конференцию, которая сулит некоторые блага выпускникам-отличникам, стали превращать в дополнительный шанс поступления в вузы. Так не должно быть. Это портит научные общества школьников. В них начинают приходить отличники, которым наука нисколько не нужна, но нужна медаль для выгодного поступления в вуз. Нельзя превращать в обязаловку выступление на научной конференции. Науке нужны энтузиасты, добровольцы. Отличники, которые вынуждены выступать на конференции, имеют бледный вид, у них вымученные доклады, и мне их искренне жаль".
Айман Макзумовна Шалдыбаева, председатель жюри по химии, доктор химических наук, работает на кафедре аналитической химии с химией редких элементов: "В нашей химической области трудно написать обзорный труд. Химия - это сплошной опыт, поэтому все "химики" работали в лабораториях и получали свои результаты экспериментальным путем, что очень и очень отрадно. Причем, конкурсанты работали не месяц и не два. Опыты длились у кого год, у кого полтора. А есть такие ученики, которые ведут свои темы уже по два-три года. Меня, например, такая верность химии радует. Честно, приятно, что в то время когда идет бум на такие профессии как юристы и экономисты, в стране есть молодежь, которая выбирает классические профессии и хочет изучать фундаментальные науки.
Что касается конкурса, то когда мы знакомились с работами учеников, видели, что в списках используемой литературы у многих указаны зарубежные авторы. Мы интересовались, как они работали с иностранными книгами. Оказывается, наши дети уже могут читать специальную литературу в оригиналах на английском и немецком языках! Теперь, темы над которыми работали учащиеся, не были оторванными и взятыми с потолка в научном мире химии. Все они решали какие-то отдельные вопросы другой большой проблемы или задачи, над которыми работают целые кафедры и институты.
Мне нравится их научное мышление. С помощью таких конкурсов мы "вылавливаем" талантливых детей, и с нетерпением их потом ждем в наших вузах. Все детские научные работы несомненно идут в копилку науки. И это здорово. С другой стороны ученики, окунувшись в научный мир, делают осознанный выбор будущей профессии. И это - самый ценный результат такого сотрудничества науки со школой. Наука получает готовые сформированные кадры".
Гульзия Кунусбаевна Шулембаева, доктор биологических наук, профессор КазНУ, председатель жюри по биологии: " Я была потрясена, с какой уверенностью, и с каким знанием дела выступают современные докладчики. Иногда возникает ощущение, что это не конкурс школьных работ, а защита научных диссертаций! Школьники демонстрируют глубокие знания, дают исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы, и в целом держатся очень хорошо.
Удивляет, что они такие, казалось бы, маленькие, а смело берут и основательно рассматривают такие сложные темы… их интересуют проблемы цитогенетики, молекулярной генетики, экологической генетики! Удивительные дети!".
В этом году было много работ, в которых старшеклассники пытались обратить внимание на такие проблемы, которые никогда и никем раньше не поднимались: то ли потому что считались несущественными, то ли до них просто никому не было дела. Молодежь посчитала, что в их жизни не может быть мелочей, и научно подошла ко многим проблемам своей жизни. Наряду с такими темами как трафик нефти из Казахстана, чистый воздух в южной столице и влияние голландского гормона на плодовитость скота, школьников всерьез волновало обыкновенное школьное меню и здоровый образ жизни старшеклассников.