Дети с задержкой умственного развития жаждут встречи с Асетом Исекешевым и Ерланом Сагадиевым

Вопреки стереотипам ГУ “Специальная коррекционная школа-интернат № 2” – место весьма жизнерадостное. Дело не только в веселых картинках, которыми украшены стены коридоров, сами дети выглядят счастливыми.

– Наши дети – это Божьи дети. Они очень добрые и открытые. У них нет каких-то долгих и скрытых обид. Если что-то не нравится – они говорят сразу и в лицо. Главное, услышать, – рассказывает о своих воспитанниках директор школы-интерната для особенных детей Бахриден КАРИМЖАНОВ.

В силу особенностей диагноза здешние ученики не сидят часами за партами, не зубрят правила и формулы. Задача педагогов – дать максимум из того, что ребенок сможет усвоить. Для кого-то это почти стандартная школьная программа, а кто-то к окончанию 9-го класса научится только читать и решать простейшие арифметические задачи. Но недаром говорят: когда Бог чем-то обделяет человека, другим талантом он награждает сторицей. Любой ученик коррекционной школы даст фору многим сверстникам в рукоделии. На него и сделан упор в образовательном процессе. Уже к седьмому классу девочки становятся практически профессиональными швеями, мальчики – столярами.

ЕНТ против ЗПР

– Мы можем учить детей до 9-го класса, после они должны идти в профтехучилища, чтобы получить профессию. Но после того, как в “нулевых” годах ввели ЕНТ, среднее специальное образование для наших детей стало фактически недоступно. Колледжи не хотят их брать, понимая, что ни одно тестирование наши выпускники пройти не смогут, – сетует Бахриден Каримжанов.

В прошлом году подросткам с задержкой умственного развития была предоставлена возможность пройти обучение на штукатура-маляра в строительном колледже. Набрали 12 человек. А только из коррекционной школы № 2 выпустили 49 детей.

– У нас 25 мая родители выпускников плачут, потому что не знают, что дальше делать. То их ребенок до 5 вечера в школе был, как-то развивался, а теперь сразу появляется куча проблем: как его оставить дома, чем он будет заниматься дальше, – говорит завуч коррекционной школы-интерната Татьяна ВОРОНКО.

А сценарий дальнейшей жизни ребенка вполне прозаичен: если у родителей нет денег и энтузиазма на курсы, колледж и дальнейшую реабилитацию, всё, чему его с трудом научили в школе, через год-другой забудется. И до конца жизни человека не ждет ничего, кроме пособия по инвалидности.

– В тех странах, на которые мы любим равняться, наши дети смогли бы полностью себя обеспечивать. Их можно обучить на парикмахеров, кулинаров, фасовщиков, швей и столяров, гончаров… На самом деле список профессий очень длинный. Все это можно внедрить и у нас. Достаточно либо разрешать колледжам применять к таким детям другой контроль знаний вместо ЕНТ, либо прописать возможность профессионального обучения на базе коррекционных школ, – уверен Бахриден Каримжанов.

Приглашение для чиновника

Минобру, как уверен педагог, сделать это несложно. Тем более никаких особых денег нововведение не потребует. Во всяком случае – в Астане.

– Нам сейчас помогают многие общественные фонды. Мне готовы хоть завтра поставить оборудование для профессионально-технического образования абсолютно бесплатно. Вопрос лишь в нехватке помещения. У нас и так школа переполнена почти в два раза. Проблему решило бы строительство небольшой пристройки специально для профтехобучения, но это невозможно без вмешательства акимата, – объясняет суть вопроса педагог.

Но что такое небольшая пристройка к школе для города, который строит целый ЭКСПО-городок? Пустяк, правда же? Скорее всего, новый аким столицы просто не знает о необходимости таких трат. А потому Бахриден Каримжанов поставил перед собой цель: встретиться с Асетом ИСЕКЕШЕВЫМ, рассказать ему о своих 408 воспитанниках и о том, как градоначальник может повлиять на их судьбу.

– В феврале у нас будет большая выставка работ учеников коррекционных школ со всего Казахстана, надеюсь, аким Астаны примет наше приглашение, – мечтает он.

Впрочем, наверное, нужно на эту встречу позвать и министра образования и науки РК Ерлана САГАДИЕВА. В Казахстане более 30 тысяч детей с задержкой умственного развития. Может быть, в ведомстве просто забыли об этих детях и о том, что их жизнь не заканчивается после 9-го класса?

Астана