Дети – наше настоящее и будущее

Ежегодно в столичные детские сады и школы приходят тысячи детей. Как они растут – дети столицы? Чему их учат столичные учителя? Есть ли в столичном образовании какие-то индивидуальные черты, присущие только этому городу? Обо всем этом поговорили с руководителем управления образования г. Нур-Султана Касымханом СЕНГАЗЫЕВЫМ.

Нас много – это и хорошо, и плохо

– Касымхан Сенгазыевич, чисто теоретически в этом году в школу могут пойти дети тех, кто родился в год переноса столицы. То есть мы можем говорить, что подрастает второе поколение коренных астанчан. Как думаете, появилось ли собственное лицо у столичной системы образования за эти годы? И есть ли какие-то отличительные черты у столичных родителей?

– С момента основания столицы система образования постоянно меняется, подстраивается под вызовы и задачи времени. К примеру, в 1997 году в городе было всего 35 государственных школ и ни одной частной.

На сегодняшний день у нас в городе 95 государственных школ и 43 частных. Количество учеников за эти годы выросло с 45 тысяч до 210 тысяч человек. И это, как мне кажется, одна из основных отличительных черт столицы – у нас люди рожают много детей; казахстанцы со всей страны переезжают в наш город для того, чтобы дать всё лучшее своим детям, в том числе качественное образование.

Который год мы видим рост числа первоклассников. В прошлом году у нас был рекорд – за парты впервые сели 22 600 детей. В этом году мы ожидаем не менее 26 тысяч первоклашек!

Это и отличительная черта, и вызов. Проанализировав развитие столицы, мы еще пять лет назад пришли к выводу, что будет нарастать потребность в кадрах. Поэтому с 2018 года за счет городского бюджета мы стали выделять гранты на подготовку учителей начальных классов с русским языком обучения. То есть мы их обучаем, а потом, после получения диплома, они должны отработать 3 года в какой-либо школе города. В этом году первые учителя, обученные по данной программе, придут в школы и начнут работать с детьми.

Но мы понимаем, что эту задачу надо решать дальше. У нас на сегодняшний день дефицит ученических мест – 21 тысяча. Чтобы его решить, до 2025 года есть план строительства 68 школ. Но школы мало построить, самое важное – найти педагогов, которые будут в них работать.

Поэтому с нынешнего года мы решили выделять по 1 000 грантов на подготовку учителей ежегодно. Таким образом, к 2025 году мы подготовим порядка 5 000 учителей для столичных школ. И дефицита удастся избежать.

Также мы работаем над тем, чтобы в дошкольном образовании все воспитатели были с профильным образованием. На сегодняшний день около 35 процентов воспитателей – это учителя-предметники, которые либо не нашли работы в школе, либо поняли, что им интереснее работать с малышами, чем с детьми постарше.

Чтобы решить эту проблему, мы ведем переговоры с министерством образования, просим разрешить таким педагогам получить специальность “воспитатель” дистанционно, без отрыва от работы. До 2025 года мы ставим для себя задачу – переобучить таким образом 500 педагогов. Также мы ежегодно размещаем в колледжах более 800 грантов на специальность “воспитатель”.

От сильных – к красивым

– Я помню время, когда родители старались отдать ребенка в лучшие школы города. Были специальные форумы, на которых мамы обсуждали средний балл выпускников различных школ, делились секретами о том, как попасть, к примеру, в 5-й лицей… Что сейчас?

– Если говорить о предпочтениях родителей, то сейчас всё реже мы сталкиваемся с запросом на поступление в те школы, которые считаются сильными. Потому что они понимают: в этих школах классы очень часто переполнены, а от этого может страдать качество образования. Поэтому сейчас у нас появилась тенденция, что такие родители отдают своих детей в частные школы, где не более 20 детей.
Есть, конечно, и те, кто старается отдать своих детей в новые школы, построенные в рамках ГЧП.

– “Бином”?

– В первую очередь. Как родитель, я их понимаю. Это красивые внешне школы, и хочется, чтобы ребенок получил лучшее. Но в части образования школы “Бином” ничем не отличаются от общеобразовательных школ. Да, там чуть лучше оснащенность. Но и это не всегда верно! К примеру, недавно открылся “Бином Зам-Зам”. Рядом есть школы № 89, 59, 71, 78. В последних двух оснащение ничуть не хуже, чем в “Биноме”. Может быть, парты не такие современные, но кабинеты и лаборатории отличные. И, самое главное, там очень сильные учителя. Поэтому прошлой зимой часть детей, которые сначала перешли в “Бином”, вернулись в свои родные школы к своим учителям.

– Но, подождите, в соцсетях жаловались на недоступность этих школ те, кто живет в шаговой доступности. То есть люди не просили ничего сверхъестественного, они лишь хотят учиться рядом с домом!

– Да. Этот ажиотаж – следствие проблемы, о которой я сказал ранее: в городе не хватает учителей начальных классов с русским языком обучения. Поэтому в “Бином” открыли 4 первых класса с русским языком обучения и 14 – с казахским. Русские классы заполнились за несколько минут. Я разговаривал с родителями, живущими рядом с этой школой. Мы им предлагаем поступить в казахские классы.
О лидерах и догоняющих

– А есть ли еще в городе рейтинг лучших и худших школ?

– Да, мы ведем такую статистику. В городе есть сильные школы, которые повышают квалификацию педагогов, дают дополнительное образование детям, устраивают внеклассные мероприятия. Мы такие школы поощряем премиями, грантами на покупку нового оборудования.
Есть также школы, которые нуждаются в корректировке образовательного процесса. С ними идет особая работа. Нужно понять, что является причиной слабых показателей. Мы направляем туда специалистов методического центра, центра модернизации образования. Может быть, педагоги не повысили квалификации, может быть, администрация школы недорабатывает. Изучаем проблему, решаем ее, закрепляем школы с неудовлетворительными показателями за сильными, чтобы был обмен опытом. Если надо – дооснащаем эти школы. То есть это комплексный подход, цель которого – сделать так, чтобы слабых школ в городе не было.

Но, вообще, в моем понимании, самая лучшая школа – это та, которая стоит во дворе. Ведь школа – это не только уроки, это социализация.

Расскажу свою историю. Мы, тогда еще молодые родители, тоже решили отдать сына в хорошую школу. Возили его год, отпрашиваясь с работы. А потом пришла весна. И стал мой сын каким-то ябедой и плаксой – в футбол играть его не берут, общаться с ним другие мальчишки не хотят… Мы с женой посоветовались и перевели его в ближайшую к дому школу. В течение месяца ситуация выровнялась! Потому что они все вместе идут в школу, видят друг друга там, общаются на переменах, после уроков. Сейчас он уже в старшем звене – у него по всей округе друзья. Они сами дворовую лигу по футболу организовали, ходят теперь друг к другу во дворы, играют, общаются.

Так что я бы советовал родителям сильно подумать, прежд­е чем гнаться за учебой в хорошей, но далекой школе.

– Современные дети – какие они?

– Я бы очень хотел думать, что самостоятельные. В столице есть масса возможностей для реализации потенциала детей – творческие кружки, спортивные секции. Мы стремимся к тому, чтобы дети могли их посещать без родителей. Ведь не секрет, что очень часто родители не могут возить своих детей по дополнительным занятиям. Поэтому мы поощряем открытие филиалов организаций дополнительного образования в школах или рядом. Также обратите внимание – практически возле каждой школы ставится теплая остановка, чтобы дети ждали свой автобус в тепле, а родители могли не отвлекаться на то, чтобы привезти ребенка на учебу и забрать его домой.

Никто не говорит о том, что за ребенком не надо совсем следить, но и гиперопека, мне кажется, не нужна. Нашим детям предстоит жить в большом городе, и они должны с детства научиться в нем ориентироваться.

НУР-СУЛТАН