Дети на игле, или Почему наркодилеров в Казахстане хотят приравнять к террористам

7 лет – и уже наркоман

Спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ вместе с коллегами намерен добиваться ужесточения судебного преследования для распространителей наркотиков.

– Вплоть до, может быть, пожизненного заключения. Или еще более сурового наказания, поскольку это соприкасается с национальными интересами государства и может быть приравнено к террористической деятельности, – сказал председатель верхней палаты парламента на недавнем заседании.

Его коллега, а по совместительству детский омбудсмен Сауле АЙТПАЕВА привела статистику:

– Из 23 тысяч наркозависимых 126 – дети. Самому маленькому 7 лет, он потребляет инъекционные наркотики.

В 2018 году на наркологический учет поставили уже 18 детей, среди которых есть девочки. Это еще неполные данные, цифру смело можно умножать в несколько раз, ведь не все дошли до наркоцентра…

Стало очень легко найти наркотики в Интернете, сложнее ловить поставщиков либо их действительно оберегают, потому что выгодно. Наркокурьеры перешли на детей школьного и дошкольного возраста.

Некому будет работать

Председатель общественного совета МВД РК, д.ю.н. Марат КОГАМОВ позицию спикера сената разделяет:

– Это мера справедливая и объективная. Наркомания, особенно среди несовершеннолетних, молодежи, пустила глубокие и широкие корни, и одни только медики и полиция в пределах компетенции с их методами вмешательства, лечения, осуждения и наказания с этим уже никогда не справятся. Может наступить такое время, когда некому будет работать, платить налоги и создавать наш ВВП. Возникнет ситуация, когда на одного работающего будет не то что семь, а больше лиц с ложками: наркозависимых, пенсионеров, инвалидов, военнослужащих, госслужащих, сотрудников правоохранительных органов, суда.

Героиновый улов

Член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Канат МУСИН считает возможность введения ПЛС для наркодилеров дискуссионным вопросом:

– Как гражданин, я за то, чтобы такие преступления наказывались как можно жестче, в том числе до ПЛС. Вопрос в другом: если мы будем вводить эту норму за преступления, связанные с реализацией наркотиков группой лиц, неоднократно, в особо крупном размере, то как тогда наказывать за те преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, которые уже предусматривают ПЛС? Мы их поневоле смешаем.

Напомним, в действующем Уголовном кодексе (УК) за сбыт наркотиков предусмотрено от 5 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества, в крупном размере – до 12 лет. Пожизненный срок предусмотрен, если речь идет о сбыте наркотиков несовершеннолетним или в организациях образования. Сотруднику "Каравана" предложили распространять наркотики

– А как юрист я понимаю, что здесь все-таки нужно проводить грани: наказание должно быть дифференцировано. К крупным сбытчикам зелья я бы ПЛС применял, – заключил депутат.

Конвейер из жилетов

Коллега Мусина депутат Айкын КОНУРОВ иного мнения:

– С нашим уровнем коррупции, либеральным мышлением – “деньги любой ценой”, мы просто поставим посадку наркодилеров на конвейер.

А те, кто сидит наверху системы, так и будут находиться под крышей наркоконтроля и развивать бизнес.

А вот этих баранов будут рекрутировать, как на заклание, делать статистику, отправлять на зону, и мы, законопослушные граждане, будем их содержать.

Директор Института современного права, д.ю.н., заслуженный деятель РК Исидор БОРЧАШВИЛИ приравнивать наркодилерство к терроризму не стал бы:

– Это несравнимые вещи, состав преступления разный. Да, степень общественной опасности, угрозы национальной безопасности одинаково высоки, но внутренние направления разные. Главная беда нашего законодателя в том, что серьезные социальные проблемы он стремится решить с помощью уголовного законодательства.

К тому же есть многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что максимальный срок лишения свободы не должен превышать пять лет. После этого порога человек теряет социальные связи и становится агрессивным, мы как гражданина его уже не получим. Кто крышевал наркоторговку?

Да, мы можем наркодилерам дать пожизненный срок, но его место займет другой. Эту проблему надо выносить на уровень Совбеза.

А экс-заместитель председателя КУИС МВД РК Ескали САЛАМАТОВ, согласный с коллегами в том, что наркопреступность одной только посадкой наркодилеров не решить, предлагает надевать на них яркие жилеты и привлекать к общественным работам.

На спине написать “Возвращаю долг обществу”, чтобы народ видел, и отправить наркодилеров улицы мести, снег чистить, в доме престарелых выносить горшки. Публичное наказание будет эффективнее, чем прятать человека на зону на 20–30 лет или на пожизненное, – уверен бывший работник тюремной службы.

АСТАНА