Еще раньше - в конце прошлого года, одна из выпускниц детского дома, устав скитаться с ребенком по трущобам, повесилась. А ее сестра попала за колючую проволоку. Это типичная судьба бывших детдомовцев.
Достойно жить им не удается. Не потому, что они не хотят, а потому, что государство к ним относится, как к отбросам общества и не дает шанса на нормальное существование. Тратя миллионы средств на содержание детских домов, где воспитываются дети-сироты, наше государство почти ничего не делает для их выпускников. По сути, этих ребят выбрасывают на улицу, как котят. Да, до 18 лет государство их опекает, кормит, воспитывает, не давая возможности даже задуматься о том, что вообще-то существует взрослая жизнь, к которой нужно готовиться заранее. По достижении совершеннолетия детдомовцев определяют в ПТУ, дабы они получили специальность, и мало кого из устроителей судеб детей волнует, хотят ли они стать слесарями и портными, главное отвязаться от них. Пока учатся, детдомовцы живут в общежитиях при училищах. Дальше все. На этом забота отечества о сиротах заканчивается, и они должны встать на самостоятельный путь. К этому времени им исполняется 20 лет, а это значит, что они лишаются льготного права на жилье, так как для этого нужно успеть встать в очередь на квартиру до достижения 20 лет. В законе "О жилищных отношениях" на этот счет указывается, что право на жилье имеют "дети- сироты, не достигшие 20 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия". Норма сия была введена в 1987 году и действует по сей день. А в другом законе " О домах юношества" статус "дети-сироты" установлен до достижения 18 лет, после чего они становятся юношами и девушками и государственной опеке не подлежат. Но по выходу из детдома ребята по инерции остаются детьми. Не все задумываются о том, что немедля нужно встать в очередь, пока не стукнуло 20. Такая необходимость возникает по мере взросления. Но почему-то та же администрация детского дома, заменяющая сиротам родителей, на эту проблему закрывает глаза, видимо полагая, что дальнейшая судьба детей - это не их забота.
К тому же определенная в законе категория " дети-сироты" предполагает, что это несовершеннолетние. А дети-сироты - в жилье не нуждаются, они живут в детском доме. Получается полный абсурд, который кому-то выгоден.
Бывшим детдомовцам, так же как и всем людям, нужно где-то жить. Но у них нет ни родителей, ни родственников, ни денег, чтобы купить жилье. Свою жилищную проблему они решают очень просто. Находят пустующее жилье, занимают и живут там, как мышки-норушки, вздрагивая от каждого шороха, в надежде, что никто об этом не узнает. Но местная власть обычно безразличная к пустующим квартирам и комнатам в общежитиях, почему-то ревностно начинает наводить порядок, узнав о живущих там детдомовцах. Тут же в экстренном порядке выписывает ордер кому-нибудь из своих сотрудников и силой при помощи доблестных полицейских выселяет ребят. Дабы знали свое место. А оно, по мнению властей, на улице. Три года назад автору этих строк пришлось разбираться с такой ситуацией в Уральске. У двух сестер, выпускниц детского дома, от родителей в наследство оставалась квартира. По закону квартира сохраняется за детьми, воспитывающимися в детском доме. Покинув стены детдома, сестры вернулись в родительское жилье. Прожили они в этой квартире всего несколько месяцев, после чего местные власти силой выселили их в комнату в общежитии, где не было ни света, ни тепла, да и площадь была настолько мала, что готовить пищу даже было негде. Зато в освободившуюся квартиру вселилась семья полицейского. Как ни бились девушки за свою законную квартиру, но противостоять силе им так и не удалось. Финал у этой истории печальный - одна из сестер повесилась, другая села за решетку.
Законодатель к проблемам детдомовцев подходит весьма своеобразно. Чиновникам это на руку. Идея создания домов юношества согласно одноименного закона в какой-то степени решает проблему жилья детдомовцев. Но опять устанавливает возрастной ценз. В домах юношества ребята могут жить только до 23 лет. При этом в договоре указывается, что они могут быть выселены за "грубые нарушения порядка проживания", таких как вступление в брак, рождение детей. В общем они должны вести спартанский образ жизни. На языке закона это называется "социальная адаптация". Вот только к чему они адаптируются? Подобные действия властей союз воспитанников детских домов считает человеконенавистническими и антиконституционными. "Мы считаем, что дом юношества должен иметь статус общежития. Тогда основные функции его будут регулироваться законом "О жилищных отношениях". Ребята должны находиться в четко очерченном и ясно понимаемом правовом поле. Понятие "социальная адаптация" необходимо убрать, так как невозможно адаптировать человека административными мерами. Всякое живое существо адаптируется или приспосабливается к тем условиям, в которых находится. Покинув так называемые центры адаптации, граждане приспосабливаются уже к другим, уличным условиям", - считает председатель Западно-Казахстанского союза воспитанников детских домов Алексей Жансеитов.
В декабре прошлого года Союз воспитанников детских домов обратился в парламент и правительство с предложением внести изменения и дополнения в законы, регулирующие жизнь детдомовцев. Главным предложением явилось - отменить возрастные цензы для детдомовцев, живущих в домах юношества. В таком случае все они независимо от возраста могли бы жить в домах юношества. На сегодня в Уральске дом юношества, рассчитанный на 120 человек стоит полупустой. Там живут всего 30 человек. Остальные выпускники детского дома, в виду того, что являются переростками обитают в трущобах, теплотрассах, подъездах и т.д.
Зато совсем недавно в дом юношества вселили несколько семей горожан, у которых рухнула крыша дома. Местные власти назвали ситуацию, произошедшую в этом доме, чрезвычайной и экстренно помогли жильцам с жильем. А то, что детдомовцы круглогодично живут на улице, не является ЧС. В советское время проблему жилья детдомовцев решали просто.
На первоначальном этапе им давали комнаты в общежитиях предприятий, где они устраивались на работу. Нынче большая часть ребят безработные, да и те, кто работает, все равно живут на теплотрассах, так как работодатели не обязаны обеспечивать их жильем. Круг замыкается. И пора государству решать этот вопрос, иначе зачем тратить огромные деньги на содержание детских домов и говорить о благополучии детей-сирот.