Десятки тысяч машин въезжают в Казахстан без таможенного досмотра: что происходит

Что это за товар? Насколько он опасен? Может быть, это оружие? Или ядохимикаты? Или просроченные продукты питания? Или вовсе – наркотики?

Странно, но, как оказалось, все это – не единичные случаи, и подобная ситуация с таможенным досмотром, а точнее отсутствием такового, длится в Казахстане годами. Несмотря на то, что с требованием «ускорить решение проблем на таможенных границах страны» неоднократно обращал внимание правительства на ситуацию даже глава государства, сообщает корреспондент медиа-портала Caravan.kz.

- Я уже поручил разобраться с этим бардаком. Это крайне значимая статья для бюджета. Однако на деле все идет не так гладко. , - возмутился Президент РК на одном из заседаний правительства, которое проходило с его участием.

После чего Генеральной прокуратуре, Минфину, Агентству по финансовому мониторингу и другим уполномоченным органам было поручено «провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе».

Однако, судя по тому, что теперь с настоятельной просьбой разобраться в творящемся беспределе к премьер-министру РК Алихану Смаилову обратился сенатор Андрей Лукин, с тех пор мало что изменилось в лучшую сторону.

Причем в подтверждение своих слов сенатор приводит ужасающую цифру пропуска более чем 68 тысяч транспортных средств через границу республики без всякого таможенного досмотра и отсутствия проверок всего лишь в течение нескольких месяцев.

Вот лишь некоторые из фактов, которыми он оперирует.

Так, в период с 1 января по 1 октября 2022 года 68 580 транспортных средств с неизвестным грузом пересекли границу Казахстана без всякого таможенного контроля с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, поскольку «те не функционировали по различным причинам». При этом длительность неисправности уже достигала на тот момент 181 дня.

- Например, на таможенном посту «Темир жолы» по области Жетысу комплексы не функционировали в течение 92 дней, и без их применения, то есть без досмотра, границу пересекли 19 960 транспортных средств. В Мангистауской области на таможенном посту «Курык» ИДК не работали 181 день, на таможенном посту «Тажен» - 153 дня. Так что в течение данного периода через указанные таможенные посты без досмотра границу пересекли 13 973 транспортных средства, - подчеркнул сенатор.

Однако при этом необходимо заметить, что при нефункционировании ИДК обязательному досмотру все-таки подлежат, пусть немногие, но отдельные группы товаров, согласно их профилям риска.

Вот только в данном случае из 68 580 пересекших границу без применения ИДК транспортных средств сведения о таких «отдельных» результатах таможенных досмотров имеются лишь по 6 348 единицам. Все остальные – а это свыше 62 тысяч автомобилей и железнодорожных вагонов - таможенного досмотра были лишены.

Плюс в Мангистауской области прибывающие через таможенный пост «Морской порт Актау» грузы также до сих пор не обеспечены 100-процентным охватом таможенного контроля с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.

- Хочу отметить, что сотрудниками таможенных постов на местах также не соблюдаются требования в части обязательного досмотра груза в органе отправления при наличии штампа, заявившего транзит внутри ЕАЭС. И потому, как правило, такие транспортные средства, в нарушение имеющихся требований, направляются по месту назначения без всякого проведения таможенного досмотра, - возмущается сенатор.

Суммируя все вышесказанное, задаемся вполне закономерным вопросом: к чему приведут или уже привели перечисленные нарушения? А еще – ненадлежащая организация работы со стороны ответственного подразделения за проведение таможенных досмотров? Или отсутствие всякого контроля со стороны руководства профильных подразделений и таможенных постов?

Как все это отразится или уже отражается на казахстанцах, причем не только на здоровье нации, но и, главное – на безопасности?

Ведь достаточно, например, вспомнить простой пример, повторяющийся, действительно, из года в год, но снова случившийся меньше месяца назад в магазинах Северо-Казахстанской области, где обнаружили ядовитые детские игрушки производства КНР, содержащие токсины – формальдегид и фенол, которые ведут к удушью и отравлению организма.

Или когда несколько ранее в Восточном Казахстане санитарные врачи обнаружили в составе детских изделий – кукол и машинок - яд, который, как минимум, вызывает ожоги, как максимум – способствовует проявлению раковых клеток. А к детскому слюнявчику, прибывшему с этой же партией ядовитых игрушек, без перчаток и вовсе прикоснуться было нельзя.  

- По токсикологическим и другим показателям данная продукция вообще не содержала информации ни о производителе, кроме того, что поставки из КНР, ни о составе товара, не было и даты изготовления. Зато мы обнаружили серьезное содержание формальдегида, превышающее допустимое минимум в два раза, - подтвердила заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля СКО Татьяна Горлова.

Список можно продолжать до бесконечности. Точно такой же, как и тот, что касается запрета ввозимых продуктов питания.

Например, не далее как пару-тройку дней назад Казахстан ввел ограничения на ввоз крупного рогатого скота и говядины из Бразилии. Основанием для запрета послужила информация Всемирной организации здоровья животных (WAHIS) о регистрации в Бразилии губкообразной энцефалопатии у крупного рогатого скота. Проще говоря, коровьего бешенства, от которого до сих пор в мире не изобрели никакой вакцины. Болезнь опасна не только для КРС, но и для человека – поражением центральной нервной системы, мышц, лимфы, ведущим к 100-процентному летальному исходу. И где гарантия того, что опасный груз – а он наверняка будет таковым - не прибыл уже к границам Казахстана или, хуже того, не пересек их без всякого таможенного досмотра и ветеринарных проверок?

Астана