Десант – отвага и честь

Чем сейчас кормят защитников Отечества, зачем им каждый день выдают гематоген и сколько на самом деле стоит десантный паек – в эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” рассказал командир ДШБ гвардии полковник Баглан УСЕРБАЕВ.

– Десантный девиз “Никто, кроме нас” написан кровью, а ее, кстати сказать, бережет солдатский пот, – делится он с “КАРАВАНОМ”. – Чем больше на занятиях прольешь пота, тем меньше потеряешь крови на поле боя. Это закон. Вся сила десантника – в целостности его натуры. Служба в ДШБ – не только романтика, тельняшка и берет. Это прежде всего огромная ответственность, граничащая с реальной опасностью. Как следствие, воспитанию мужества мы отводим здесь одну из главных ролей. Мой заместитель по воспитательной работе гвардии подполковник Елдос БОЗГУЛОВ хорошо знает свое дело.

– Сегодня мы видели, как солдаты и офицеры вашей бригады с утра сдавали зачеты по физической подготовке. Тяжко им было на кроссе в полной выкладке, да еще с автоматом за спиной.

– Десантника не надо жалеть, его надо беречь. Он так же горд перенесенными невзгодами, как и преодоленными опасностями. “Трудно в учении – легко в бою”. А еще для нас очень важен десантный дух. Ведь боец ДШБ – не только тот, кто хорошо стреляет, быстро бегает и самоотверженно дерется. Это, прежде всего, тот, кто сильнее духом. Здесь, у себя в бригаде, мы учим, как своим словом и поступком сделать слабого – сильным, а сильного – еще сильнее.

– Как справляетесь с задачами итоговой проверки? Чему и как учите солдат XXI века?

– Готовим солдат срочной службы действовать в составе отделения. Изучаем опыт современных военных конфликтов, усиливаем групповую подготовку. Боевой кодекс десантника гласит: “Если наступать – то стремительно, до рукопашной схватки с противником. Если обороняться – то стоять насмерть”.

Экзамен на зрелость выдержан

В солдатской казарме – никого, кроме дежурной смены. Весь личный состав ДШР на полигоне сдает экзамен на меткость. Стрельба из автомата Калашникова, как я заметил, теперь не такая, как бывало раньше. Сейчас и мишени поднимаются по более сложному алгоритму, и огонь ведется в составе отделения, а не одиночным бойцом, как в тире.

– Мы все зачеты по огневой подготовке сдали на отлично, – радуется командир 1-й десантно-штурмовой роты гвардии старший лейтенант Арман АХМЕТОВ. – Не зря тренировались всю зиму… И по физической у нас полный порядок. На сто-метровке отличный результат показал наводчик-оператор гвардии рядовой Куаныш САБЫРОВ (11,08 сек). Его родителям мой заместитель по воспитательной работе уже послал благодарственное письмо.

Председатель проверочной комиссии, заместитель командующего ДШВ гвардии полковник Ержан ИБРАЕВ на совещании с офицерами зачитывает фамилии тех, кто отличился на первом этапе итоговой проверки. Вместе с 1-й ДШР лидируют подразделения, которыми командуют гвардии старшие лейтенанты Гани УСИПБАЙ и Турар БЕРИКБОЛСЫН.

– Командир – это власть, а она не приходит с назначением на должность, ее берут упорным трудом, стойким характером и любовью к десантникам, – делится с “КАРАВАНОМ” гвардии полковник Ержан Ибраев. – Не надо абсолютизировать командирскую власть до “дури”, иначе она развалится. Сила ее – в справедливой оценке, то есть – в правде. Справедливое, ровное отношение ко всем дает шанс любому офицеру проявить себя в чем-либо и самоутвердиться. Только так можно научить командиров самостоятельности и персональной ответственности за принятые решения.

Подальше от командира – поближе к кухне

После стрельб на полигоне у десантников еще один марш-бросок. Угнаться за ними невозможно. Ушло, видно, мое время: тяжко стало выдерживать такие физические нагрузки, да и возраст уже не тот. До финиша пришлось ехать на командирском внедорожнике. Но в солдатскую казарму уже добирались опять вместе под бодрую десантную речевку. Уставшие, но довольные результатом стрельб солдаты возвращались в расположение роты, чтобы умыться и привести в порядок обмундирование.

В бытовой комнате на глаза попалась современная стиральная машина. Моему удивлению не было предела – стиралка в солдатской казарме?! Разве могло такое случиться в годы моей службы в ВДВ? Да никогда. А здесь – пожалуйста.

– У нас теперь в каждом подразделении такие установлены, – поясняет заместитель командира бригады по тылу гвардии майор Аскар КАШАГАНОВ. – Тельняшки, носки, нижнее белье, обмундирование – всё солдаты и сержанты могут стирать хоть каждый день. Было бы желание.

– А кормят здесь как? Проблем с организацией солдатского питания в последнее время много. Судебные разборки с поставщиками стали довольно частыми.

– Не знаю. В нашей бригаде с этим проблем нет. Сегодня, согласно меню-раскладке, будет борщ с мясом и сметаной, на второе – жаркое по-домашнему, салат и апельсины, сок.

С заместителем командира бригады гвардии подполковником Толегеном АМИРОВЫМ идем в столовую. С февраля сего года личный состав ДШБ кормит ТОО “Торе-М Лимитед”. По словам должностных лиц десантно-штурмовой бригады, договорные обязательства этой фирмой выполняются без нареканий. На солдатском столе – свежий хлеб, овощные салаты, фрукты, масло, мед… Всё в рамках утвержденных норм.

– Блюда мы всегда стараемся готовить разнообразные, – поясняет исполнительный директор ТОО “Торе-М Лимитед” Майра ЖАРОВА. – К примеру, сегодня на завтрак подавали десантникам гречневую кашу с мясом. Колбаса и сыр у них на столах всегда. Так же, как мед и сливочное масло. О специях не говорю. Соусы и разные приправы каждый солдат добавляет по вкусу сам. Это всё имеется. На обед сейчас предлагается борщ со сметаной и мясом, жаркое по-домашнему, курага, сок, хлеб, булочки, кофе. Апельсины даем, гематоген и витамины. На ужин будет жареная рыба с пшенной кашей, масло, хлеб, куриное яйцо. Кстати сказать, яйца варим и выдаем каждый день, а не как раньше – только по выходным. И так у нас происходит по всем воинским частям, где по договору с министерством обороны мы занимаемся приготовлением пищи. Опыт у наших поваров достаточно большой. Некоторые работают в нашей команде с 2002 года. А паек здесь особый – десантный.

– Какова его стоимость?

– В сутки на каждого солдата выделяется 1 960 тенге. Мы предлагаем командованию десантно-штурмовой бригады не ограничиваться традиционными солдатскими блюдами, а внести, к примеру, в меню домашние пельмени. Почему нет? Возможности компании позволяют это сделать. Для этого, конечно, нужно установить дополнительное оборудование. Будем стараться совместно с военными что-то менять к лучшему в организации питания. В XXI веке живем как-никак, потому надо не отставать от прогресса и в нашем деле. Уверена, что молодым ребятам понравится новшество. Но решение – за руководством минобороны. Мы, со своей стороны, к этому готовы.

АЛМАТЫ – КАПШАГАЙ – АЛМАТЫ