Деревья просят о помощи

В последнее время в Таразе все меньше становится мест, где можно подышать свежим воздухом, посидеть на скамейке под пышными кронами карагачей и тополей (о липах и дубах лучше и не говорить).
В этом нужно винить не только предпринимателей, безжалостно вырубающих деревья, чтобы построить новый объект сферы услуг или освободить обзор перед фасадом кафе или ресторана. Активно губят природу и рядовые горожане.
Маета с Майской рощей
Думал ли исследователь памятников древнего города Аулие-Ата, краевед и натуралист В.Каллаур, что через 120 лет им лично заложенная роща будет находиться в таком плачевном состоянии? Нет, скорее, он мечтал о том, что потомки увековечат имя создателя этого живописного места, сохранят каждое деревце Майской рощи.
Правда, в те далекие времена местные жители прозвали рощу "Аким бау" - "Роща акима". Майской роща стала в период массового проведения маевок - пикников на природе в 20-х года прошлого века. А к господину Каллауру горожане обращались уважительно - аким Каллаур. Потому что он был первым, кто позаботился о создании парковой зоны вокруг южного города Аулие-Ата.
Наши предки смогли сохранить зеленый наряд города, пережившего за сто двадцать лет несколько политических режимов, три переименования, промышленный взлет и постперестроечную депрессию.
К сожалению, их потомки к наследию своих дедов и отцов относятся небрежно. Этот вывод можно сделать, если увидеть в каком состоянии находится Майская роща.
Несмотря на то, что массив находится в городской черте, добраться до него легко можно на собственном автотранспорте. На общественном до последнего времени это удавалось путем нескольких пересадок и длительных пеших прогулок. Несколько лет назад горожане с удовольствием преодолевали пару-тройку километров пешком по тихим улочкам частного сектора, мостикам через канал с чистейшей прохладной водой. В этом канале можно было купаться летом, здесь водилась рыба и даже речные устрицы.
Сегодня, канал больше напоминает сточную канаву. Мостики, которые давно не ремонтировали, стали опасны для пешеходов. А роща производит нерадостное впечатление. От былого его великолепия не осталось и следа, так как большая половина деревьев пошла под сруб.
…Я все-таки перешла через захламленный канал и очутилась на дорожке, где сто лет назад прогуливались дамы, молоденькие барышни в белых платьях и щеголи в котелках, няни катили коляски с младенцами, резвились дети.
Вдоль дорожек тогда росли дубы и липы, от которых сегодня остались лишь пеньки. А на самих дорожках ясно виднеются следы копыт домашних животных, и прошли они здесь совсем недавно.
В кронах еще сохранившихся карагачей, завидев меня, застрекотали две сороки. Эти осторожные птицы редко залетают в городскую черту, но в безлюдной роще им ничего не угрожает, вот и устроили они себе здесь жилье. А мое появление для сорок стало неприятной неожиданностью, их стрекот сопровождал меня, пока я шла по еле заметным тропинкам, обозревая следы разрушительной человеческой деятельности.
Усталому путнику здесь много места для отдыха - сиди, не хочу. Но отдыхать в умирающей роще мало кому захочется, особенно при виде мусорных свалок, устроенных жителями расположенных рядом домов.
Сами местные жители здесь не гуляют, но собаки облюбовали рощу для того, чтобы обследовать свою территорию, разобраться со своими сородичами, гонять ворон, которых здесь сотни. Да и мусора в свалках достаточно для дополнительного пропитания.
Входные ворота в рощу оснащены полустертыми надписями, извещающими жителей о том, что за спил и рубку деревьев их ждет административное наказание.
Но люди продолжают использовать рощу не для прогулок и пикников, а как источник бесплатного стройматериала, пастбище для домашнего скота и в качестве задних дворов своих домов, куда выносят помойные ведра.
И эти же люди спрашивают у городских властей, когда будет наведен порядок в Майской роще. Потому что именно население этого района беспокоит, где гулять их детям, как проводить летние вечера. А сегодня они вечерами просто боятся близко подойти к парковой зоне, где несколько лет назад случилось одно из самых громких преступлений - убийство известного казахстанского спортсмена, чемпиона по боксу.
Местные жители плохо представляют, как можно сохранить Майскую рощу, спасти от топора хотя бы оставшиеся деревья.
- Я считаю, что в первую очередь, надо канал очистить от мусора, - говорит Камилла, которая помнит те благодатные времена, когда жарким летом окуналась в его прохладные воды. - Без воды все деревья просто гибнут, а до канала никому дела нет, шлюз пришел в негодность. Кто виноват в этом?
Виновных в том, что случилось с Майской рощей, уже нашли. По информации заместителя акима города Тараза Ермека Быкыбаева, почти десять лет эта зона отдыха находилась на ведении ТОО "Тараз орманы", руководство которой, по идее, должно было сохранить и приумножить зеленое наследие предков. Как оно справилось со своими обязанностями, мы видим сейчас, когда роща, некогда славная обилием и разнообразием зеленых насаждений, больше напоминает просеку. Чтобы восстановить зеленый фонд, сохранить его и поддерживать в форме, из городского бюджета выделено в 2007 году 2,5 миллиона тенге.
Хочется верить, что горожане оценят усилия властей и будут бережно хранить общее достояние.
Парк победы над природой
Этот парк появился в Таразе сравнительно недавно, в начале 70-х, когда начали строиться дома 3 и 6 микрорайонов. Само собой, строители подумали и об экологическом зеленом поясе. Через десять лет на месте пустыря вырос парк с аллеями и скамейками. Но грянула перестройка, и дальнейшее развитие парка остановилось, хотя планировалось здесь организовать и аттракционы, и другие объекты развлечения. Слава Богу, успели хоть ворота и ограду парковую соорудить…
Сегодня эта парковая зона стала мемориалом Советскому Союзу - сюда свезли собранные по всему областному центру памятники Ленину.
Здесь нашел свое успокоение и памятник, символизирующий вечную дружбу казахского и монгольского народа, который стоял когда-то на пересечении улиц Сулейменова и Сухэ-Батора.
Время распорядилось по-своему, дружба прошла, а памятник кто-то разделил на две части, но увезли только верхнюю часть скульптуры. А нижняя часть - ноги казаха и монгола - стоит на аллее парка "Женіс", наводя ужас на случайных и редких прохожих.
Какие-либо мероприятия здесь проводятся не часто. Пару раз в год приходят к памятнику жертвам Чернобыльской аварии ветераны-чернобыльцы - чтобы почтить память своих товарищей, и навести порядок на центральной аллее парка, где стоит мемориал.
Еще здесь можно увидеть студентов, участвующих в молодежном движении "Жасыл ел". Молодые люди убираются в парке, ставят на место бетонные плиты парковых скамеек, которые зачем-то скидывают с ножек "добры молодцы", шатающиеся по парку в поисках приключений на свою буйну голову.
А весной и осенью сюда приходят сотрудники городских предприятий и учреждений, чтобы провести субботник.
Эти разовые акции результат дают практически нулевой: уже через неделю все возвращается на круги своя. Так что главными посетителями места культурного досуга горожан остаются… коровы - их в парке можно увидеть в любое время дня.
В непосредственной близости от парка "Женіс" находятся три ресторана. В начале декабря рядом был открыт Дворец бокса, чуть дальше строится главная мечеть области "Аулие-Ата". Вроде бы место оживленное, и можно кому-нибудь обратить внимание на то, что в городе гибнет уголок природы, призванный помогать людям хотя бы частично не подпадать под влияние одного лишь технического прогресса.
P.S. В прошлом году в Таразе был разбит парк имени первого Президента Казахстана.
На него обращено самое пристальное внимание руководства области и города. Сотрудники каждой городской организации посадили здесь свои деревья. Что и говорить, вырастить деревья в нашем южном городе очень трудно, о чем говорит факт, что даже при самом тщательном уходе 30 процентов саженцев не приживаются.
Где гарантия, что лет через сто, с таким трудом выращенные березки, ели и ивы не постигнет участь деревьев, которые сегодня чахнут без внимания людей, здоровье которых они призваны сберечь?

Фото с сайта http://www.rambler.ru