По словам главы Минюста, отныне следить за тем, как обращаются с отечественными заключенными, будет уполномоченный по правам человека, а также общественные наблюдательные комиссии и неправительственные организации. Кроме того, законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" впервые предусматривается государственная финансовая поддержка национального превентивного механизма.
– Финансирование будет осуществляться через государственный социальный заказ. Из республиканского бюджета будет выделяться порядка 200 миллионов тенге. Деньги будут направлены на командировочные расходы и экспертную работу участников превентивного механизма, а также работу по подготовке отчетов по итогам посещений спецучреждений, – доложил Б. Имашев.
Также законопроектом конкретизируется, что уполномоченный по правам человека, а также нацкомиссии и НПО будут посещать места лишения свободы не менее двух раз в год. Те же, кто будет препятствовать деятельности участников превентивного механизма, понесут административную ответственность в виде штрафа, добавил министр.
Депутаты в свою очередь вводимыми мерами (превентивным механизмом. – Прим. авт.) оказались не удовлетворены, посчитав их нужными, но в то же время далеко недостаточными.
В частности, мажилисмен Мейрам БЕГЕНТАЕВ выступил за свободу сотовой связи в местах лишения свободы. Как известно, устанавливать устройства, подавляющие сотовую связь, в колониях начали более года назад. Таким образом Министерство внутренних дел надеялось пресечь несанкционированные звонки осужденных.
– Они (глушилки) прямо не указаны в перечне радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих получению разрешения на эксплуатацию, прохождению электромагнитной совместимости и санитарно-эпидемиологического заключения, – заметил депутат. – В результате их влияние на прочие радиоэлектронные устройства и здоровье людей никем не изучается.
Другой мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ заметил, что отсутствие системы видеонаблюдения на допросах и видеоконтроля за предварительными заключенными создают порой благоприятные условия для злоупотребления властью отдельными недобросовестными сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
В ответ на это Берик Имашев лишь разделил контроль ведомственный (в следственных органах) и общественный. В первом случае видеонаблюдение предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, правда, по ходатайству адвоката или подзащитного. А вот видеонаблюдение в ходе общественного контроля (уполномоченным по правам человека, общественными наблюдательными комиссиями и НПО) невозможно, заключил глава Минюста. В итоге мажилисмены, как всегда, приняли законопроект в первом чтении.
Астана