– Считается, что половина казахстанцев не занимается спортом. Вас эти данные не удивляют?
– Думаю, что эти данные даже занижены. Процентов 60 казахстанцев, если не больше, не занимаются спортом вообще. Во-первых, ходить у нас некуда – во дворах, сами видите, спортом заниматься невозможно. Во-вторых, посмотрите на наших школьников: сколько из них посещают уроки физкультуры? Если процентов 30 – это хорошо. Остальные – со справками, освобожденные.
– Почему так происходит?
– Во времена СССР все было отлажено, мы это разрушили... Не можешь ходить на урок физкультуры – ходи на ЛФК (лечебная физическая культура). Раньше были кабинеты ЛФК со специальным преподавателем. Какая была здоровая нация! А теперь? У нашего поколения не было девочек с таким целлюлитом, как сейчас. Это говорит о том, что они не занимаются физическими упражнениями со школы. А если не приучены, то в институте тем более не будут этого делать. Когда уже мамами становятся или карьеру строят – им опять некогда заниматься собой. Спортивную культуру нужно прививать с детского садика. У нас как? Пока ребенок маленький, мы им занимаемся: на кружки, в горы, бассейн водим. Когда ребенок подрастает, словно забываем, что с ним надо активно проводить время. Начинаем терять с ним контакт.
– У нас растет поколение “детей супермаркетов”, потому что строят лишь торговые центры...
– Сейчас всё захватывает торговля. Торгово-развлекательные центры заменяют объекты культуры – театры, галереи и прочее.
– Как оцениваете эту тенденцию?
– С одной стороны, ничего плохого в этом нет – дети гуляют не по подвалам, а находятся в помещении, где предполагается какая-то культура поведения.
– Что необходимо для оздоровления нации?
– Надо поднять массовый спорт. Мы должны привить спортивную культуру, любовь к спорту. У нас молодежь мало чем-то увлекается, думаю, надо ее вывозить на крупные соревнования. Когда они посмотрят, поболеют, появятся свои кумиры – увидите, молодежь потянется к спорту!
– А государство что может сделать?
– Организовать бесплатные спортивные кружки. В каждом дворе оборудовать площадку. И, конечно, при строительстве новых микрорайонов закладывать сразу какой-нибудь спортивный объект – не только на улице, но и внутри зданий.
– Вы сами ходили в такие кружки?
– Конечно. Я занималась легкой атлетикой в детско-юношеской спортивной школе № 2 в “Тастаке”. Еще ходила в Ботанический сад, там были кружки по уходу за растениями, животными.
– Как пришли к решению стать депутатом?
– Знаете, партия “Нур Отан” мне предложила, да и хотелось попробовать себя в новой сфере. Был интерес именно к политике. Ведь неспроста говорят: спорт и политика – всегда рядом.
– Вы в Парламенте два года. Эта работа изменила распорядок, стиль жизни?
– Когда заканчиваешь со спортом, высвобождается много времени. Когда я пришла в Парламент, то опять поймала свой спортивный ритм. Что я имею в виду? Это режим, организованность – иду на встречи, готовлю запросы. Появились большой опыт, грамотность в законодательных вопросах. Ведь пока с законом не столкнешься – не узнаешь.
– Вы были лучшей в беге с барьерами. А какие барьеры сегодня возникают на вашем пути?
– Образно выражаясь, барьеры появляются, когда мы сталкиваемся с чиновниками. Им отправляешь депутатские запросы, а они просто отписываются. При этом толком ничего не решают. Это, наверное, такая глобальная проблема, о которую начинаешь спотыкаться, когда хочешь дойти до истины.
– А что можно, на ваш взгляд, сделать, чтобы всем было хорошо?
– Чиновникам, наверное, надо человечнее относиться к другим, не отписываться общими фразами, а делать шаги навстречу.
– Когда вас встречают на улице, какие просьбы адресуют уже как к депутату Парламента?
– В основном просят о трудоустройстве. Это первая больная тема в нашей стране.
– Вы работаете в Комитете по вопросам экологии и природопользования. Это был ваш личный выбор?
– Когда мне предложили несколько комитетов, я предпочла экологию. Мы боремся за оздоровление флоры и фауны, словом – за жизнь.
– Какие задачи решает ваш комитет?
– Все что касается экологии: в первую очередь – загрязнение воды, у нас очень много непригодных водоемов, где даже страшно купаться. Не менее острые проблемы – загрязнение воздуха, выхлопы газов в атмосферу… Сейчас вышел новый закон, где ужесточены требования к крупным компаниям – угольным, буровым и др. Определена норма выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Если это не будет соблюдаться – идут штрафы.
– Спортивная дисциплина вам пригодилась?
– Конечно, дисциплина везде нужна. Я, например, стараюсь никогда не опаздывать. Это у всех спортсменов строго входит в привычку. Опоздать – значит, пропустить тренировку, старт. Можно вообще упустить все…
– Коллеги-депутаты спрашивают у вас совета, как стать стройнее, атлетичнее?
– Спрашивают иногда. Но дело здесь, конечно, не в спорте, а в человеческой психологии.
– Вне работы фитнес практикуете или, может, на дорожку выходите?
– Для тех, кто занимался спортом профессионально, – он как наркотик. Организм требует спорта. Но в основном все, что я делаю для себя в этом плане, – дома на тренажерах. Будем говорить, что в своей жизни я уже набегалась – даже на тренажерную беговую дорожку не хочется выходить.
– Помните, российский депутат предложил запретить в Таможенном союзе обувь на каблуке? Вы сами носите такую?
– Конечно ношу. Как это можно запретить? У кого деформация ноги или здоровье не позволяет, те и так не ходят на каблуке. Он приподнимает стопу, уменьшает нагрузку на ахиллово сухожилие. Становится лучше осанка, потому что ты не сможешь горбить плечи.
– В Парламенте есть дресс-код для женщин?
– Особого дресс-кода нет, все стараются одеваться в более строгом стиле.
– Ольга Васильевна, а вас интересуют цены на бензин, например?
– Разумеется. Мой водительский стаж – 20 лет. Поэтому для меня, как потребителя, рост цен на бензин – крик души. Если я отдаю 150 тенге за литр, дайте мне качество – его же нет. После заправки машина то захлебывается, то чихает.
– В Астане пробки не нервируют?
– Стараюсь ходить пешочком от дома до работы, потому что дома и на работе все время сижу.
– Вы – коренная алматинка. Как вам в столице живется без гор?
– В Астане суровые зимы, ветер такой: делаешь шаг вперед и два назад, еще и комары. Но человек ко всему привыкает, умеет перестраиваться. Хотя, конечно, скучаю по Алматы.
– Сейчас всю страну хотят наводнить видеокамерами. Если вам камеру поставят во дворе, посчитаете это вторжением в вашу частную жизнь?
– Думаю, это нормально. Посмотрите, вечерами мы боимся идти, дворы неосвещенные. Конечно, это страшно – сколько грабежей происходит в подъездах?! Поэтому я только за.
– Согласны ли с утверждением, что успехи в спорте всегда являются брендом страны?
– Конечно. Нефть, газ, зерно – это жизненно необходимые вещи. Но все же больше страну узнают по успехам спортсменов.
– Но нужна ли Казахстану зимняя Олимпиада-2022?
– В отличие от Сочи нам не надо строить все новое – у нас есть современные объекты, которые были построены к Азиаде. Часть будет построена к Всемирной универсиаде, которая пройдет в Алматы в 2017 году. Думаю, у нас высокие шансы на то, чтобы получить право провести зимние Олимпийские игры. Я хочу, чтобы так было.
– Какие дивиденды Олимпиада принесет для страны и ее жителей?
– Для спортсменов появятся международные арены, где можно будет тренироваться, проводить престижные соревнования. Казахстанцы увидят Олимпиаду вживую. Как правило, после таких крупных событий дети начинают заниматься спортом. Выгода есть и для туристической отрасли, чтобы познакомить иностранцев с нашей природой, традициями, национальными блюдами.
– К слову, о блюдах: вы сами, что любите готовить?
– Все, что из мяса.
– Недавно Всемирная организация здравоохранения рекомендовала казахстанцам не запивать мясо чаем, так как из организма вымывается железо…
– Всю жизнь казахи ели мясо и пили чай – посмотрите, как они долго живут в аулах. Ни у кого железо еще не вымылось!
– А вы чем мясо запиваете?
– Чай очень редко пью, предпочитаю кофе (улыбается).
– Чего сегодня остро не хватает казахстанскому спорту?
– Спортивных баз. Это самое больное место. Да, дают деньги, чтобы на сборы за рубеж выезжать тренироваться. А где заниматься в остальное время? В результате мы потеряли молодежь во многих видах спорта – провал, нет спортсменов. Для выхода из положения стали звать иностранцев, они получают казахстанские паспорта, завоевывают медали. И никто не хочет менять эту структуру и всерьез заниматься развитием спорта. Всем хочется результатов, причем сразу.
– Легкая атлетика – признанная королева спорта – дала Казахстану столько олимпийских призеров. Королевское ли отношение к ней сейчас?
– Честно? Нет никакого королевского отношения. Где тренироваться – опять-таки проблема.
– А что-то у нас делается для детско-юношеского спорта?
– Даже если ребенок и хочет заниматься, по финансам семья может не потянуть – все платное. За секцию – плати, форму – покупай. Если у нас что-то и делается для детско-юношеского спорта, то очень мало.
Алматы