Депутатский запрос она озвучила в ходе пленарного заседания в мажилисе, передает корреспондент Today.kz.
По информации Казбековой, препарат уже девять лет ввозится в Казахстан для лечения наркозависимых в рамках пилотного проекта опиоидной заместительной терапии.
- Метадон запрещен в России, Узбекистан остановил пилотный проект и передал остатки препаратов в нашу страну в качестве гуманитарной помощи. В Кыргызстане депутаты не поддержали строительство завода по выпуску этого наркотика. В Казахстане исследования и клинические испытания метадона проводились с нарушением предусмотренных законодательством требований. В 2011 году после результатов пилотного проекта в Минздрав было представлено отрицательное заключение независимой комиссии, но по непонятным причинам результаты этой проверки умалчиваются, - сказала Меруерт Казбекова.
Она напомнила об ответе на запрос, полученном еще в 2014 году. В нем, в частности, сообщалось, что применение метадона якобы снижает издержки, связанные с опиоидной зависимостью, и благодаря его применению удается удерживать распространение ВИЧ.
"Однако известно, что метадон может применяться не только перорально в виде сиропа, но и внутривенно, поэтому не снижает распространения ВИЧ. В партию "Ак жол" продолжают поступать тревожные обращения представителей медицинской общественности. По их мнению, под прикрытием пилотного проекта Миздрава лоббисты метадона создают новый вид наркобизнеса в Казахстане", - добавила Казбекова.
При этом, по ее словам, опасение вызывает подмена терминов, что вводит в заблуждение неподготовленных людей.
-Так продолжающаяся наркозависимость подменяется понятием "заместительная терапия". За деньги налогоплательщиков предлагаются приобретение, транспортировка, хранение наркотика метадона, открытие пунктов выдачи, содержание специального персонала, его реклама через официальные мероприятия. Лоббистами метадона предпринимаются попытки внесения его в список жизненно важных препаратов с тем, чтобы получить финансирование из госбюджета в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи, то есть за счет средств налогоплательщика. Применение метадона не является лечением наркозависимого человека, а служит лишь его переводу на более тяжелый наркотик с более губительными последствиями, - рассказала депутат.
Перебои с поставками метадона, по данным депутата, могут вызвать серьезные проблемы.
В документе расширения доступности опиоиднозаменительной терапии в РК 2010-2014 годов отмечено, что задержки поставки метадона хотя бы на один день угрожают стране общественно-политическими беспорядками, - заявила Казбекова.
Парламентарий обратилась к премьер-министру страны с требованием принять срочные меры по запрету применения метадона в Казахстане, а также включить этот препарат в число запрещенных для применения в медицинских целях и предусмотреть ответственность за незаконное продвижение проекта опиоидной заместительной терапии.