При существующем тарифе – около 200 тенге с человека в месяц за вывоз мусора – только с жителей полуторамиллионного Алматы можно собирать до 300 миллионов тенге в месяц. Плюс плата с организаций: кафе, ресторанов, фабрик, заводов, супермаркетов, барахолок… Да за такие деньги мусороперевозчики просто обязаны сделать город сверкающе чистым! Но грязь стала едва ли не постоянным атрибутом некоторых наших кварталов и дворов.
Причин тому, вероятно, несколько.
А вот куда. Живой пример: к нам в редакцию дозвонились жители дома по ул. Текстильной, 76. По несчастливому стечению обстоятельств они живут рядом с центром санитарно-эпидемиологического мониторинга Республиканского комитета санэпиднадзора в Алматы.
– Уже несколько лет мы задыхаемся от вони мусорных отходов… этой санэпидстанции! – пожаловались алматинцы.
Выезжаем на место и застаем картину: пять дурно пахнущих мусорных контейнеров расположены в 13 метрах от окон многоэтажки – вместо положенных по нормам 25. Впору предъявить штраф самой санэпидстанции.
“Вторая и основная причина мусорных завалов в южной столице – некачественное обслуживание мусоровывозящими организациями и слабая конкуренция на этом рынке.
Еще в начале 2000-х в Алматы было около 80 частных мусоровывозящих организаций. Сейчас их, по сведениям департамента природных ресурсов и природопользования, осталось 30. Почти монополистом, обслуживающим самое большое число клиентов южной столицы, является АО “Тартып”.
– Многие организации просто разорились, – рассказывает предприниматель Василий КРАСНОВ. – С тех пор как был создан “Тартып”, все тендеры по вывозу ТБО выигрывает он. Мое предприятие раньше обслуживало КСК в микрорайонах “Айнабулак”, “Казахфильм”, “Алмагуль”, “Атакент”, вывозили мусор 2 раза в сутки, получали больше 3 млн. тенге прибыли в месяц. Теперь же весь многоэтажный сектор жилья, все КСК и большую часть предприятий у нас забрали. И мы еле сводим концы с концами.
На конкуренцию со стороны монополиста жалуются и другие частные мусороперевозчики. И не было бы горожанам дела до этих разборок, если бы не царящая в иных дворах антисанитария.
Разговоры об острой необходимости сортировки, прессования и переработки мусора в Алматы ведутся уже больше десятка лет. Чиновники не единожды пытались наладить эти процессы. В начале 2000-х за немалые бюджетные средства в Алматы были закуплены две шведские установки BalaPress. Они уплотняли и заворачивали в полиэтиленовую сетку и пленку ТБО. Хотя в объемах мусор и уменьшился, но и его вес, и грузоподъемность мусоровозов оставались прежними. Потому горючее для его вывоза сэкономить не удалось. Зато сама упаковка удорожала процесс почти вдвое. А потом выяснилось, что в Европе такие технологии применяют для брикетирования мусора, предназначенного для сжигания на ТЭЦ и получения тепловой энергии. Только нам для этого еще нужно закупить дорогостоящие воздухоочистители. Тратиться на них не стали.
Не получилось и ожидаемой экономии места на полигоне захоронения ТБО, поскольку тюки с BalaPress круглой, а не кубической формы. В общем, огромные бюджетные деньги потратили впустую.
С полгода назад в южной столице закрылось следующее предприятие по переработке мусора – Vtorma Ecology Co. Завод, который производил сортировку мусора и продавал за рубеж полиэтиленовую крошку, проработал меньше трех лет, так и не погасив кредит в 30 млн. евро банку-заемщику. Оказалось, запуская завод в декабре 2007 года, его руководство рассчитывало, что акимат ежегодно будет выдавать ему дотации из бюджета, до нескольких сотен миллионов тенге. Но сменился аким, отменились дотации, и завод встал…
Печальный опыт казахстанской мусоропереработки не помешал в сентябре этого года запустить в тестовом режиме еще один новый мусороперерабатывающий комплекс того же типа в Астане. Также звучали речи о переработке пластиковых бутылок в синтепон и получении много чего полезного из мусора. В планах – открытие подобных предприятий в Караганде, Шымкенте и многих других городах Казахстана. И размеры инвестиций везде исчисляются десятками миллионов долларов или евро. Какой будет их судьба?
Тем временем в 40 километрах от Алматы продолжает жить своей жизнью городской (Карасайский) полигон. Сюда от 100 до 200 грузовиков ежедневно привозят 1700–1800 тонн ТБО из мегаполиса. Очевидцы рассказывают: огромная помойка – это целое государство. В нем бригадами работают несколько сотен человек, живущих там же, на свалке. Они старательно выбирают из мусорных куч пластик, картон и бумагу, железо и цветные металлы. Зачем? Говорят, что все это неким таинственным способом якобы переправляется за рубеж. Так это или нет – кто сможет проверить? Но, с другой стороны, если столько народу тут сортировкой мусора занимается – значит кому-то это выгодно!
Так зачем было тратить огромные бюджетные деньги на передовые европейские технологии, когда все так гениально и просто?