Деньги не пахнут: от газового посредничества страдают предприниматели

Как удалось выяснить, по сравнению с другими регионами Казахстана цена на газ в Атырауской области самая низкая. Но при этом цены, например, на тепло и электроэнергию, которые вырабатываются с помощью того же газа, самые высокие в республике.

Дело в том, что практически во всех регионах страны поставку газа потребителям на 100 процентов обеспечивает государственная компания. Но вот Атырауская область – исключение. Это единственный регион, где “КазТрансГаз” покрывает порядка 30 процентов от общего годового потребления. Весь остальной объем обеспечивают частники. И если гостарифы определяет министерство энергетики, а контролирует стоимость голубого топлива антимонопольный комитет, то частным предприятиям практически “закон не писан”. Отпускную цену они определяют самостоятельно. В результате в Прикаспии сложилась непрозрачная схема поставок газа, где посредники закладывают высокую надбавочную стоимость.

Такая ситуация сложилась из-за действующей “серой” схемы приобретения газа напрямую у ТОО “Тенгизшевройл”. При этом ТШО готов сотрудничать исключительно с госкомпанией, ведь там есть вся необходимая инфраструктура, собственные газопроводы. Но уже не первый год в этом вопросе наблюдается противостояние. Посредники в качестве аргументов предъявляют коллективные обращения аффилированных компаний, манипулируют акиматом ценами на тепло.

Здесь уместно в качестве примера опять вспомнить ситуацию с АО “ТЭЦ” города Атырау. По сравнению с другими регионами Казахстана Атырауская теплоэлектроцентраль покупает газ по самой низкой цене. Но в сравнении с другими областями страны отпускает она тепло- и электроэнергию населению по самым высоким тарифам. Для сравнения: в соседней Западно-Казахстанской области уральское АО “Жайыктеплоэнерго” покупает голубое топливо по цене чуть более 15 тенге за кубометр, а теплоэнергия потребителям отпускается по 4 288,18 тенге / Гкал (все цены в материале указаны без учета НДС. – Ред.). В городе Атырау по-другому – АО “ТЭЦ” покупает газ практически в три раза дешевле, чем у соседей, по 4,26 тенге за кубометр, но его услуги населению обходятся намного дороже, для юридических лиц уже по цене 11 172,18 тенге / Гкал.

Президент акционерного общества “Атырауская теплоэлектроцентраль” Айвар РАХМАНОВ ссылается на то, что тарифы и их предельные уровни на услуги субъектов естественной монополии, согласно антимонопольному законодательству, утверждаются уполномоченным органом.

– Согласно приказу департамента комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики РК, по Атырауской области от 23.11.2015 года утвержден для физических лиц среднеотпускной тариф в размере 4 391,23 тенге / Гкал без НДС на 2016–2020 годы, – говорится в ответе АТЭЦ на наш запрос. Про юридических лиц ни слова.

А что же антимонопольное ведомство? Чем таким предприятие-монополист мотивировало АРЭМ, что оно согласилось со столь высокими тарифами ТЭЦ при самой низкой стоимости приобретаемого у ТШО газа? Какими расходами убедили департамент? Исходя из ответа заместителя руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Республики Казахстан по Атырауской области Альсеита САБИРОВА расклад дела такой. Расчет тарифов на услуги по теплоснабжению включает отдельно рассчитанные тарифы на услуги по производству тепловой энергии (АО “Атырауская теплоэлектроцентраль”), по передаче и распределению тепловой энергии (АО “Атырауские тепловые сети”) и снабжению тепловой энергией (АО “Атырауская теплоэлектроцентраль”). Тариф на передачу и распределение тепловой энергии до 2016 года составлял 3 450 тг / Гкал, в 2016 году – 4 221 тг / Гкал, с 1 января 2017 года утвержден тариф в размере 4 648 тг / Гкал.

Увеличение тарифа на передачу и распределение тепловой энергии (АО “Атырауские тепловые сети”) обусловлено выполнением инвестиционной программы на 2016–2020 годы, направленной на восстановление, обновление и расширение действующих основных средств, с внедрением мероприятий по замене оборудования по программе энергосбережения и снижению нормативных потерь, – объясняет Альсеит Сабиров.

Но и это еще не все перечисления повышения тарифа. Дорожают затраты на сырье и материалы, ГСМ, а еще капитальный ремонт, налоговые расходы и прочие затраты, не зависящие от субъекта естественных монополий. Доводы непонятные – разве у соседей нет таких затрат?

Временно исполняющий обязанности руководителя управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Атырауской области Галидулла МЕНДИГАЛИЕВ тоже объясняет рост тарифа исполнением инвестиционной программы.

– За последний год тариф на предоставляемые услуги АО “АТЭЦ” вырос в среднем на 8,1 процента. В результате выполнения инвестпрограммы на 2013–2015 годы мощность возросла с 314 МВт до 414 МВт. Инвестиционная программа на 2016–2020 годы направлена также на модернизацию и приобретение оборудования, расширение мощности ТЭЦ, – поясняет Галидулла Мендигалиев. – В результате выполнения инвестпрограмм планируется рост производства выработки электроэнергии Атырауской ТЭЦ к 2020 году до 564 МВт. До утверждения тарифа проводятся общественные слушания, предложенная инвестпрограмма и тариф изучаются на заседаниях экспертного совета, в составе которого участвуют независимые эксперты, представители общественных организаций, политических партий, палаты предпринимателей. Информация об инвестиционной программе и отчет по ее исполнению регулярно публикуются в интернет-ресурсах.

Кстати, о независимых экспертах. По словам директора союза предпринимателей Атырауской области Нины ТЕМИРБАЕВОЙ, все устали говорить на эту тему, и все повышения объясняются инвестиционной программой тепловиков.

– Инвестпрограмма – дело хорошее, но она настолько закрыта, люди пробовали узнать, что и почему, но не получается, носа туда не просунешь, – утверждает Нина Темирбаева. – Нас упрекают, что мы не ходим на общественные слушания, но у нас нет независимых экспертов, чтобы в инвестпрограмме разобраться.

Конечно, становятся понятными претензии атырауских предпринимателей, которым приходится использовать электроэнергию и отапливать офисные и складские помещения втридорога. Большая часть их доходов будет уходить на оплату коммунальных счетов.

Такой непрозрачности, а значит, и неадекватного завышения цен вполне можно избежать. Например, если оптовая реализация товарного газа в Атырауской области будет осуществляться только через национального оператора, то для предпринимателей и юридических лиц снижение отпускной цены составит порядка 40 процентов. Нетрудно представить, что это создаст дополнительный стимул для развития бизнеса и возможность снизить цены на изготавливаемую ими продукцию и оказываемые услуги.

Атырау