Эта цель, по мнению экспертов, будет достигнута тогда, когда страна присоединится к Страсбургской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации от преступной деятельности.
То, что борьба с финансовыми преступниками в последнее время активизировалась, несомненно. Еще бы, председателю Агентства Финансовой полиции Болатбеку Булгакбаеву то и дело приходится выступать с отчетами и докладами. А в таких условиях быть голословным не получится.
Именно поэтому финансовые полицейские сосредоточили свое внимание на "отмывании" денег, на выявлении и пресечении деятельности хозяйствующих субъектов, зарегистрировавшихся в налоговых органах без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и занимающихся незаконным обналичиванием денежных средств.
По данным Финансовой полиции, только за 2002 год по результатам оперативно-розыскных мероприятий зарегистрировано 1028 уголовных дел, из них 359 - за незаконное предпринимательство, 135 - лжепредпринимательство, 40 - за легализацию денежных средств, добытых преступным путем, и абсолютное большинство - 494 - за уклонение от уплаты налогов. "Обнальные" фирмы, против которых возбуждены уголовные дела, причинили ущерб государству в виде недопоступления налогов и других платежей в бюджет на сумму 3,7 миллиарда тенге. И полностью возместить эти деньги практически не возможно, поскольку они обналичивались по подложным документам на поставных лиц. Из общей суммы ущерба лишь 60 миллионов тенге удалось вернуть в государственную казну. Но, как пытался успокоить общественность г-н Булгакбаев на одном из последних круглых столов, посвященных проблеме финансовой преступности, "многие из таких преступлений нами раскрываются". И привел пример увода денег из легального в нелегальный оборот в АО "Семей-Комир", бывший президент которого совместно с другими руководителями коммерческих структур обналичил 126 миллионов тенге.
В принципе, финансовые преступления становятся возможными во многом и "благодаря" несовершенству законодательства. Взять хотя бы статью 193 Уголовного кодекса. Ее редакция не определяет достаточно четко понятие легализации денежных средств и допускает различное толкование при применении данной статьи. Еще два года назад Агентству финансовой полиции и Минюсту было дано поручение инициировать изменения и дополнения в законодательные акты, чтобы сделать легитимной и эффективной борьбу с лжепредпринимательством и незаконным обналичиванием денег. А в конце прошлого года стало ясно, что без специального закона, противодействующего легализации доходов, полученных преступным путем, не обойтись. Тем более, что последние события в мире (авиаатака террористами Нью-Йорка и Пентагона, активизация экстремистских группировок) заставляют задумываться над проблемами глобальной безопасности. Именно из этих побуждений Международная группа по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF) подталкивает страны СНГ, в том числе и Казахстан, к скорейшему подписанию европейской конвенции по борьбе с "грязными" деньгами, заявляя о том, что борьба на этом фронте недостаточно последовательная и эффективная.. По мнению FATF, чем раньше это будет сделано, тем лучше.
Казахстан, в принципе, в этом тоже заинтересован. Именно поэтому он сократил срок рассмотрения проекта закона РК "Об обязательном мониторинге отдельных банковских операций" на целый год, что почти сенсация в отечественной законодательной практике.
Впрочем, не только FATF стимулирует Казахстан к подписанию конвенции. Периодически в информационном поле появляются разного рода "сенсации", которые очень сильно бьют по имиджу республики.
Недавно на одном из сайтов появилась скандальная информация о том, что США якобы озабочены возможностью превращения Казахстана в центр транзита денег для исламских террористов. Караван.kz попросила прокомментировать эту "новость" председателя Национального банка Григория Марченко. И он отреагировал очень эмоционально: "Я не знаю, кто там в США озабочен. Нет никакой угрозы!" Он пояснил, что недавно встречался с заместителем министра финансов США господином Тейлором. И тот никакой озабоченности по этому поводу не высказывал. "Возможности финансовых систем развитых государств гораздо активнее используются исламскими террористами, - сказал глава Нацбанка. - Поэтому нужно их искать в Нью-Йорке, Лондоне, в Швейцарии. У нас размер финансовой системы относительно небольшой, и большие деньги сразу привлекут внимание". Здесь стоит дополнить главу Нацбанка. Дело в том, что Казахстан еще 2 октября 2002 года присоединился к международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма. И теперь банкиры просто обязаны отслеживать ситуацию и включать "меры противодействия" легализации подозрительных средств в стране, а таможенники должны бороться с незаконным транзитом наличных денег.
Что касается другой проблемы - оттока капитала за рубеж (ведь невозврат валютной выручки - одна из самых опасных форм транснациональной преступности), то "у нас уровень статьи "ошибки и пропуски" в платежном балансе, которая, как считается, отражает уровень вывоза капитала, поступательно сокращается," - не без гордости заявил Григорий Марченко, при этом, правда, размеры означенной статьи не уточнил. Он предпочел рассмотреть оборотную сторону медали. Потому что наряду с "бегством капитала" существует совершенно легитимный вывоз капитала. Например, если наши инвесторы захотят инвестировать кыргызские ГЭС, производство сельскохозяйственного оборудования в России или производство необходимых нам железнодорожных вагонов в Украине, то с лицензией на вывоз капитала никаких проблем не будет. "Последние годы в стране наблюдается избыточная ликвидность, и если есть нормальные возможности на других рынках для вложения денег, то надо ими пользоваться". Дело в том, что денежная масса Казахстана составляет 4,8 миллиарда долларов.
Если все эти деньги вложить внутри страны, денежная масса возрастет почти на 50 процентов. "Какая у нас была бы инфляция? Ясно, что больше 10 процентов годовых!" Поэтому решение проблемы Марченко видит в том, чтобы монетарные власти, в том числе и Нацбанк, создавали условия для выгодного вложения капитала внутри страны. Если люди будут иметь такую возможность, проблема "бегства капитала" решится сама собой. Но для этого нужны три "нормальных" составляющих - макроэкономическая политика, налоговый режим и инвестиционный климат.