Деньги на ветер – с размахом!

В Семее примером спорных сооружений можно назвать будущий музей Мира.

На мемориальной площади острова Полковничий, где расположены мемориал “Сильнее смерти” и стела Мира, решили возвести еще один объект – музей Мира. Объявили, что сюда будут привозить международные делегации, приезжающие на антиядерные форумы в Семей.

Общественность приняла проект неоднозначно. Движение “Поколение” посчитало цинизмом тратить столь огромные деньги на музей, когда в городе есть множество других проблем.

Ветераны-строители выяснили, что идентичное сооружение уже есть в Биробиджане, где недавно была установлена стела в виде шара в руках. Да и участок под строительство регулярно затапливается Иртышом. Но все споры были прекращены волевым решением акимов города и области.

– Музеи нужны для истории и будущего, – заявил тогда глава ВКО Бердыбек Сапарбаев. – Коммунальные проблемы в городе временны, завтра будут исчерпаны. Мы же должны что-то оставить для будущего поколения!

В итоге началось строительство. Но нынешней весной все это затопило. Иртыш подмочил не только металлические конструкции, рискующие быстро проржаветь, но и помпезно-представительскую репутацию миллиардного проекта.

Семей

Пару лет назад в Петропавловске разра-зился настоящий архитектурный скандал: городской парк культуры и отдыха “украсили” 34 неопознаваемые скульптуры из бетона и бронзы.

Когда-то давно одной из главных достопримечательностей областного центра считалась аллея с бетонными изваяниями всемирно известных писателей. В лихие 90-е классики литературы загадочно исчезли. Долгие годы старожилы Петропавловска требовали от чиновников вернуть историю на место. И власти услышали этот зов.

Но… получилось, как всегда. Свежие скульптурные изображения не имели никакого сходства со своими прототипами, отсутствовали и таблички с их фамилиями. Более того, на три десятка деятелей русско-советско-казахской литературы надели сюртуки одинакового фасона и обувь невменяемого размера. Не пожалел автор даже даму – Анну Ахматову, когда-то считавшуюся иконой стиля богемного Петербурга.

“Подарок” горожанам оказался невероятно дорогущей халтурой, как выражались пару лет назад местные газеты. После массового возмущения власти принялись исправлять ситуацию. От 34 скульптур осталось 20 – более или менее удачных. Их перекрасили в другой цвет, повесили таблички с именами. На этом все и улеглось. Теперь об этом инциденте в управлениях культуры, архитектуры и градостроительства и вспоминать не хотят.

Петропавловск

Вот что отличает Карагандинский регион – так это масштабность. То ли звание “индустриального сердца страны” обязывает, то ли руководители соответствующие попадаются. Даже деньги на ветер выкидывают широко.

Памятников чиновничьей бесхозяйственности в Караганде столько, что впору список составлять. Например, авиазавод по выпуску сельскохозяйственных самолетов, на который было потрачено более двух миллиардов тенге. Часть – по программе “Дорожная карта бизнеса-2020”, остальное в кредит дал холдинг “КазАгро”. Открыл завод Президент страны в ноябре 2011 года. Руководство компании торжественно пообещало главе государства, что через год над полями страны будут парить отечественные самолеты “Фермер-2” и “Фермер-500”. Однако подходит к концу май 2013-го, а над полями парят лишь обещания руководства авиазавода.

А вот в Темиртау в декабре прошлого года появился невиданный фонтан стоимостью… миллион долларов! Памятник чиновничьей бесхозяйственности украшает площадь перед местным акиматом, на которой уже до этого красовались два фонтана.

Караганда

Еще в бытность акимом области Бактыкожи Измухамбетова решено было построить ферму по производству козьего молока.

Им хотели обеспечить всю область. Причем козы должны были быть не простыми, а швейцарскими, которые дают много молока и мало едят. Стоимость проекта оценивалась в 400 миллионов тенге. Но у инвесторов, похоже, не хватило денег, и проект заморозился.

С тех пор прошло почти четыре года. В степи некоторое время красовался большой сарай, где должны были содержать еврокоз, но сейчас он пребывает в запустении. Чиновники про этот проект стараются не вспоминать.

Бесполезным сооружением уральцы также считают строящийся мост через реку Чаган в городском парке. Его уже назвали “мостом в никуда”. По проекту мост должен соединять два берега реки. Но дело в том, что на другом берегу, кроме леса, ничего и нет – ни сооружений каких-то, ни мест отдыха. И тем не менее мост обещают сдать уже в 2013 году.

Уральск

В Восточном Казахстане около 600 “лимонов”, выделенных из бюджета на зоны развития бизнеса, растворились вместе с самими зонами.

Идею бизнес-зон презентовали шесть лет назад. Власти заверили: предприниматели получат идеальные условия для открытия своего дела – свет, воду, дороги, офис… В акимате даже отобрали по конкурсу самые перспективные проекты. В Усть-Каменогорске под идею отвели три земельных участка, в Семее – один. За 2007–2008 годы на счет специально созданного государством АО из бюджета перечислили около 600 миллионов тенге. Что же в итоге?

Единственная площадка, где есть дорога, – это административный корпус бизнес-зоны в Семее. А вот готовых производств нет. Этот момент, по словам чиновников, в процессе.

В Усть-Камено-горске помпезная замануха для бизнесменов и вовсе вылилась в пшик. По информации областного управления предпринимательства, 267 “лимонов” потратили на проектную документацию. Строительство началось и закончилось одним бетонным забором.  

Сейчас в акимате о бизнес-зонах стараются не вспоминать. Все заявки предпринимателей на размещение производств отозваны. Огромные деньги, получается, просто зарыли в землю.

Усть-Каменогорск

В Алматы все должно быть самое… Ведь мы живем в самом большом городе страны. Самом красивом. Самом богатом. Само собой, что и самое бесполезное сооружение должно находиться в Алматы. Причем оно должно быть самым дорогим.

Мы долго думали, какому же сооружению отдать пальму первенства. И решили: разумеется, это Алматинское метро!

Судите сами. В городе только официально проживают 1,4 миллиона человек. Алматинцы вынуждены стоять в пробках минимум по 2 часа в сутки. Потери – миллиардные. И вот в 2011 году наконец построили метро. Протяженность одной линии – всего 8,5 километра, и состоит она из семи станций. Пассажир метро передвигается с одной стороны центра города в другую сторону – того же центра. Да и станции расположены где придется и как-то очень часто. А основные клиенты метро – жители спальных районов – так и катаются в переполненных автобусах.

Об этом феномене Алматинского метро говорит и статистика. Если общий пассажиропоток Алматы в год составляет больше 320 миллионов, то метро за первый год работы перевезло 6 миллионов человек. Получается, ежедневно пользуются метро всего полтора процента населения города. Не сравнение, а сплошная статистическая погрешность. Зато все это великолепие стоило бюджету почти 166 миллиардов тенге.

Алматы