– Дифференцированный тариф сначала вводится в маршрутных автобусах большой вместимости и далее будет полностью внедрен во все виды общественного транспорта, – сообщили в городской администрации. – При безналичной оплате цена на проезд для пассажиров остается прежней – 90 тенге. Тариф за наличный расчет будет 120 тенге. Стоимость стандартных (пустых. – Авт.) транспортных карт – 500 тенге, школьных – 400. Купить их можно будет у водителей. Сейчас люди платят по 90 тенге наличными за каждую поездку.
– Мы не против введения электронного билетирования и стимулирования людей на переход оплаты онлайн, – считает общественный деятель и блогер Алия МУСАЕВА, активно развивающая транспортную тему в Сети. – Но есть одно но. Сейчас транспортники хотят ввести оплату картой или другими способами: безналом – 90 тенге и 120 наличным расчетом.
Состояние наших автобусов, сервис, культура поведения водителей и кондукторов оставляют желать лучшего и не стоят даже 90 тенге.
А 120 тенге при дифференцированном тарифе – это очень и очень дорого. К тому же не предусмотрены скидки для пенсионеров, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Именно сейчас, в период пандемии, нужно учитывать, что народ не в состоянии будет платить такую цену. Пока все привыкнут к электронной оплате, нужно будет время. А за это время по 120 тенге покупать билеты придется, и это ударит по карману простого народа, которому и так нелегко.
Автопарку для начала надо решить кучу проблем, а потом цифровизацию вводить, считает Мусаева.
– Наш автопарк, являясь монополистом в этой нише, просто диктует нам цены, – говорит она. – В 2017 году, когда цена за проезд повысилась с 70 до 90 тенге, представители парка жаловались на то, что они в убытке и им не хватает денег на содержание парка, и обещали наладить сервис и запустить на линию комфортабельные автобусы, но что мы видим? Ничего не изменилось!
Интервал между автобусами не соблюдается, после 19.00 в некоторые части города маршрутки не ездят, грязь в салонах, билеты не выдаются, кондукторы и водители грубят пассажирам.
Всё как было 3 года назад, так и осталось. И потом – эти пазики на некоторых маршрутах, ну как за проезд в таких автобусах платить 120 тенге? Это же прошлый век! Это будто мы оттюнинговали ишака и выдаем его за лошадь породистую!
На сторону противников электронного билетирования в городских автобусах встали и коммунисты Кызылорды.
– Нам не вполне ясна еще ситуация с проездными картами, – рассказывает лидер приверженцев КНПК Талгат ТЕЛЕУБАЕВ. – Для взрослых они 500 тенге, для детей – 400 тенге. И карты нужно будет еще загрузить балансом. Для сравнения: в Алматы стоимость аналогичной карты для взрослых – 400 тенге, причем там уже заложен баланс в 80 тенге на одну поездку. То есть для жителей Алматы карта обходится в 320 тенге. По отзывам специалистов, цена простого пластика карты колеблется от 100 до 150 тенге. Вы можете себе представить, сколько денег могут выжать дельцы из простых граждан?
С каждой изготовленной карты получается по 300–350 тенге. Неплохо, правда? А вот другая сторона медали – представьте себе, что вы многодетная мать и четверо ваших детей – школьники. Простой математический расчет: вам надо будет приобрести 4 карты для детей на сумму 1 600 тенге. Далее, загрузить баланс на каждую: туда и обратно на одного – это 180 тенге в день, так как для детей пока льготный проезд не решен, это 720 тенге в день на четверых! На 4 недели – 14 400 тенге плюс стоимость карт. Грубо говоря, в месяц получается не менее 16 000 тенге. И это всё стало возможным с прямого согласия городского общественного совета и городского маслихата!
Кстати, член городского общественного совета Эрик ТЕНИЗБАЕВ пояснил в “Фейсбуке” кызылординцам свою точку зрения, которую можно изложить одной фразой: “Ничего, привыкнете! Еще и поймете пользу от новшества”. Возможно, что это и так.
– Я являюсь членом городского общественного совета и я голосовал за внедрение электронного билетирования, потому что это современные технологии, прозрачность всех платежей, соответственно, увеличатся поступления в бюджет, – пишет он. – Все оплаты проезда будут видны, в том числе и по льготным категориям граждан, и частные перевозчики смогут претендовать на компенсации, субсидии и дотации из бюджета для обновления своих старых автобусов, чего сейчас они сделать не могут. К тому же для пассажиров оплата безналом – это гораздо удобнее и быстрее. Ранее электронное билетирование внедрили в нескольких городах, и сейчас остальные внедряют, так как это выгодно.
Стоимость остается прежней – 90 тенге, если оплачиваете транспортной картой или через мобильный телефон посредством СМС.
Если валидатор в автобусе есть, но он не работает, можете не платить за проезд. Считаю, плюсов от внедрения электронного билетирования больше, чем минусов, и через полгода многие это поймут и привыкнут.
Но соцсети все еще кипят, несмотря на подробные разъяснения о сути и смысле электронного билетирования в городских автобусах. И к 1 сентября, когда в рейсы выйдут первые автобусы с валидаторами, тема будет раскалена до предела.
– Парк автобусный, вы сделайте свой сервис, чтобы соответствовал такой оплате! Кондиционеры, чистота, вежливость, и чтобы водители не гнали свои автобусы, как будто везут дрова, а не людей! – пишут пользователи сети Интернет.
– Можно было сделать 100 тенге тариф наличными. Этого вполне достаточно. А сразу задирать до 120 не нужно было.
– Кызылорду не надо равнять с другими городами, у нас условия жизни невысокие, у населения зарплата низкая...
– Дифференцированный тариф, верхний порог которого становится 120 тенге, а нижний 90 тенге – это фактическое увеличение расходов для населения. Насчет пенсионеров же пока и вовсе вежливо молчат. А сколько с 1 сентября будет стоить проезд в автобусах и маршрутках, пока еще не оборудованных валидаторами?
КЫЗЫЛОРДА