Деньги из воздуха

Нелегальный навар

“Группировка”, специализирующаяся на “диких” парковках во дворах горожан, получает барыши буквально из воздуха. Видимо, кто-то потворствует этим ушлым парням, а иначе почему соответствующие органы до сих пор не свернули этот “бизнес”? Он нелегальный – без регистрации в налоговых органах и соответствующих отчислений.

“Оккупация” дворов ведет еще и к росту противостояния между автолюбителями и пешеходами. Режущие слух звуки сигнализации по ночам и ядовитые выхлопные газы со стихийных автостоянок порядком поднадоели “безлошадным” горожанам. Особо наглые паркуются на спортивных, детских площадках и газонах.

С ростом числа автомобилей подобное лжепредпринимательство растет как на дрожжах. Заметьте, вложений в него никаких не надо. Ни ограждений, ни освещения и уж тем более видеонаблюдения.

Миллионы мимо бюджета

Один из самых непримиримых оппонентов нелегальных стоянок – павлодарец Николай Носов. Он насчитал в городе сто таких парковок. Если учесть, что в среднем на них размещается по 70 автомобилей (включая постоянные и временные), с которых собирают по 150 тенге, то получается сбор по 10 500 тенге в сутки. За 365 дней в году одна стоянка, по расчетам Николая, приносит прибыль в размере 3 832 500 тенге. Умножим на общее число парковок и получим 383 миллиона 250 тысяч тенге, УПЛЫВАЮЩИХ МИМО БЮДЖЕТА.

По убеждению Николая Носова, правит всеми стоянками-невидимками один человек с “крышей” на самых верхах. Носов устал обивать пороги городского акимата, земельного комитета, финансовой полиции и прокуратуры. Везде обещают помочь, но дело не движется.

При этом госорганы перенаправляют правдоискателя друг к другу. Отдел ЖКХ послал Носова в налоговый комитет. Подвижек не произошло. Отдел земельных отношений рекомендовал обратиться в полицию, а уже там предложили разбираться с проблемой в суде.

В финансовой полиции рассказали, что провели оперативные мероприятия, но дело не возбудили в связи с отсутствием состава преступления. Согласно ответу финпола, оперативники задержали сборщика оплаты с поличным – он взял полторы сотни у автомобилиста. “У него отсутствовали какие-либо журналы с записями или ведомости, – гласит документ, – опрошенный пояснил, что он действительно получил 150 тенге за охрану автомашины ввиду тяжелого материального положения”. Но поскольку сумма прибыли не превышала 500-кратного размера МРП, то дело закрыли. Про сбор оплаты с десятков других авто речи не велось.

Братан, не температурь…

Чтобы лично убедиться в работе “нелегалов”, еду на парковку дома 18/3 по улице Генерала Дюсенова. Обойдя весь двор, сторожки не замечаю. К подъехавшему джипу подошел молодой человек и что-то взял из рук водителя. Настал мой черед, юноша был вежлив.

– Братан, за стоянку 150 тенге.

– Почему 150 тенге? Кто цену определяет?

– Хозяин определяет.

– Как его зовут?

– Это неважно, братан.

– Может, я его знаю…

– Меиржан.

– Как фамилия?

– Не знаю.

– Давно ввели платную парковку?

– Два года.

– Ты мне чек дашь, если я тебе заплачу?

– Не понял... Откуда у меня чек?

– Это доказательство того, что я заплатил. Вы же деньги берете за охрану?

– Мы охраняем.

– А если зеркало своруют? Или стекло разобьют?

– Восстановим.

– А если я всего 20 минут простою?

– Если хочешь, чтобы машина была в безопасности, то плати.

– Ладно, я поехал, не буду стоять. Ты ведь мне чек не даешь.

– Откуда у нас чеки? Мы же неофициально стоим.

“Вопиющее безобразие, как тесно располагают автомобили во дворах по улице Генерала Дюсенова, 18/1, 18/2 и 18/3. В одном из этих домов зимой был пожар, и пожарный расчет не смог проехать до места, – возмущается Николай Носов. – Скорая помощь также не пробирается сквозь толчею автомобилей. В этих дворах живут работники прокуратуры, судов и полиции. Неужели они не могут навести порядок?!”.

Взимают, но не охраняют

Безусловно, в городе имеется множество платных автостоянок, территория которых огорожена, и сторожевая будка там наличествует. Каких-либо тревог относительно их деятельности не испытываешь. Исключение составляет огромная территория у торгового дома “Артур”. Место временного пребывания транспорта работает с раннего утра и до половины шестого вечера. Парковщицы не поднимают шлагбаум, пока водители не заплатят полтинник. Правда, чек при этом выдают. Если надо несколько раз в течение дня заехать и выехать, то нужно предъявлять два чека. На вопрос, отвечает ли администрация за сохранность автомобиля, женщина открывает въезд и указывает на надпись на ее будке. Надпись гласит, что транспорт не охраняется.

Акимат пассивен

“Стихийные автостоянки, расположенные на внутридомовых территориях, – одна из проблем Павлодара”, – рассказывает старший помощник прокурора города Арлан Нуршат.

В надзорном органе отмечают, что есть ряд субъективных причин, способствующих появлению таких парковок. Так, правилами застройки и благоустройства не определен статус тротуаров, детских и игровых площадок. Именно поэтому не решается вопрос о привлечении организаторов таких стоянок к ответственности.

“Пассивную позицию в этом вопросе занимают органы городской земельной инспекции, – продолжает Арлан Нуршат, – в чью компетенцию входят вопросы по выявлению незаконно занятых земельных участков”.

Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар