Деньги до сельчан не доходят

Пример тому – агропроизводитель из Жуалынского района Жамбылской области Толеген НУРАЛИЕВ. Каждый год получает со своего сада не менее 60 тонн яблок. Продукция – отменная. У фруктов прекрасный товарный вид, не хуже китайских или иранских, поскольку круглый год за плодовыми деревьями осуществляется полноценный уход. И яблоки в два раза дешевле импортных – 100 тенге против 200–350 тенге. Единственная проблема Толегена – отсутствие хранилища. Приходится хранить яблоки где придется – везти в соседнюю Южно-Казахстанскую область к родственникам либо платить за аренду складов частникам. В обоих случаях расходы ложатся на себестоимость товара. Причем немалая часть урожая остается неубранной и попросту погибает.

Конечно, о собственном хранилище Нуралиев задумывается с давних пор. Но вот незадача – помочь никто не может или не хочет. Сельчанин, наслушавшись речей про государственную поддержку аграрной отрасли, обратился в районный акимат, потом – в областное сельскохозяйственное ведомство, даже до Минсельхоза дошел со своей проблемой. Но нигде не нашел понимания. Обивал пороги пять лет, обращался в консалтинговые компании, пробовал получить поддержку через разрекламированную программу “Дорожная карта бизнеса-2020”. Для чего обратился в банковские структуры, но и там, оказалось, не заинтересованы в развитии бизнеса жуалынца.

Другой пример – Мирислам АЛЛАХВЕРАНОВ, глава крестьянского хозяйства из Шуского района, собирает со своего сада 150–200 тонн яблок. Хранилище у него есть, но оно требует расширения. И у него та же проблема – несколько лет не может получить средства для расширения хранилища, поскольку банковские структуры не устраивает залоговое обес­печение. В самом деле, зачем банкам сад в отдаленных районах, если он окажется в качестве залогового имущества? За ним ведь ухаживать надо. Гораздо легче выдать в городе ипотеку и взять в залог квартиру. Вот и получается, что крестьянам деньги как бы выделяются, но до них не доходят. А в результате таразцы питаются привозными яблоками по высокой цене.

Между тем в Жамбылской области на аграрную отрасль выделяются огромные средства. Возьмем, к примеру, так называемые институты развития, которые созданы кредитовать сельское хозяйство. Так, в нынешнем году из средств АО “КазАгроФинанс” в регионе предусмотрено выделение 4,8 миллиарда тенге. АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” уже направило на эти цели почти 700 миллионов тенге. Аграрная кредитная корпорация планирует освоить 1,4 миллиарда тенге. В целом по области в этом году на развитие отрасли предусмотрено выделение 15,9 миллиарда тенге.

Как видим, суммы огромные. Но куда же они идут? Почему выделенные средства никак не встретятся с теми, кто в них нуждается?

Действительный член Академии наук РК Рашид БАКИРОВ обращает внимание на такой факт: в этом году в рамках различных государственных программ прокредитованы или просубсидированы крупные аграрные компании, которые уже не раз пользовались господдержкой. Среди них, к примеру, хозяйства, закупающие сотнями племенной скот либо строящие откормочные площадки.

– Господдержка аграрного сектора идет с явным креном в одну сторону – животноводства, – говорит Рашид Бакиров. – Растениеводство же незаслуженно остается в стороне, если не считать возделывание зерновых колосовых и свекловодство. Если бы в регионах существовали отраслевые программы по поддержке луководства или садоводства, мы бы имели другую картину. Но главное – господдержка находит крупных предпринимателей аграрного сектора, которые в большинстве своем и так крепко стоят на ногах. Крестьяне же более мелкого калибра вынуждены вариться в собственном соку, чтобы хоть как-то выжить.

Вот и возникает вопрос: может, Министерству сельского хозяйства стоит задуматься над тем, чтобы сделать ставку на качественное развитие средних и мелких хозяйств, а не на одни и те же формирования, каждый год питающиеся из государственной казны? Тогда крестьяне действительно почувствуют отеческую заботу государства.

Жамбылская область