Из-за нехватки средств пришлось приостановить многие запланированные мероприятия. Самое главное еще в начале года пришлось приостановить проведение конкурсных процедур по бюджету развития, а это - строительство, капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы объектов социальной сферы.
Также не полностью обеспечивается финансирование текущих расходов. На сегодняшний день прогноз по доходам не исполнен на 18%, а это без малого 1.3 млрд. тенге. Местные власти заверяют, что, несмотря на трудности, приоритетные расходы в виде заработной платы, социальных выплат из местного бюджета, питания, медикаментов, а также другие первоочередные расходы финансируются и будут финансироваться своевременно.
В прошлом году команде прежнего акима области Кушербаева при проектировании бюджета на 2004 года не удалось отстоять и доказать республиканской бюджетной комиссии, лежащие на поверхности истины, касающиеся того, что налоги от Газового проекта, реализация которого еще не начата, в ближайшие годы не поступят.
Изменения налогового законодательства в конце ноября 2003 года в части уплаты индивидуального подоходного и социального налогов "иными обособленными структурными подразделениями" также не были учтены. А ввиду того, что в области таких "обособленных" объектов около 70, налоги которых уходят в регионы, где зарегистрированы их головные офисы, в местную казну не допоступит около 3 млрд. тенге. Столько же казна не получит и от нереализованного газового проекта.
Область "села в калошу" как минимум на шесть миллиардов тенге, ибо при наличии реальной налогооблагаемой базы в размере не больше 14,5 млрд. тенге, региону установлен прогноз по доходам порядка 20,5 млрд. тенге. И как бы не напрягались местные власти вместе с налоговиками, заставляя напрячься всех налогоплательщиков, восполнить дефицит не удастся. По сообщению заместителя акима ЗКО Марата Абдрахманова, в настоящее время ведется работа по усилению налогового администрирования, изысканию собственных источников восполнения потерь местного бюджета. Еще раз проанализировано состояние и резервы налогооблагаемой базы, сегодня каждая копейка на учете. Соответствующие органы четко бдят за налогоплательщиками, проводится полная инвентаризация налогооблагаемой базы по налогу на имущество, транспорт, землю, однако результаты неутешительные.
Еще в феврале руководство ЗКО обращалось в правительство с просьбой оказать содействие в решении вопроса об увеличении размера субвенции с 2,5 до 8,5 млрд. тенге.
В апреле данный вопрос рассматривался на заседании правительства, после которого республиканская бюджетная комиссия приняла решение о выделении ЗКО дополнительной субвенции в сумме 3,2 млрд. тенге.
В том числе в связи с изменением законодательства по уплате индивидуального подоходного и социального налогов - на 1173,5 млн. тенге, в связи с отсрочкой Газового проекта - на 1989,1 млн. тенге. Деньги эти пока не выделены, предполагается, что решение республиканской бюджетной комиссии будет учтено при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год, которое планируется в ближайшие дни. К тому же это только половина необходимой суммы.
Хотя и говорят, что проблема с бюджетом ЗКО и нашла понимание в правительстве, однако министерством экономики и бюджетного планирования поступления от реализации газового проекта, который начнется не раньше конца 2006 года, не были исключены полностью из прогноза доходов на 2004 год.
В министерстве полагают, что часть высвобождаемого с Карачаганака персонала должна быть трудоустроена в других отраслях экономики, за счет чего предусмотрены налоговые поступления в сумме свыше 1млрд. тенге. Всего в обустройстве карачаганакского проекта в последние годы работало около 13 тысяч человек, сейчас 90% из них демобилизованы, и вопрос их трудоустройства стоит очень остро. Тем более, что люди, привыкшие получать по 60-90 тысяч тенге за работу слесаря или землекопа, не желают за 5-6 тысяч выполнять ту же работу, но уже на казахстанских предприятиях. Налоговики уверены, что не смогут собрать 1 млрд. от высвободившегося рабочего класса, который еще не полностью трудоустроен. Министерство же пока не желает идти на компромисс. В целом в связи с завершением обустройства Карачаганакского месторождения потери доходов местного бюджета в текущем году составят более 3 млрд. тенге; уже сегодня по сравнению с прошлым годом бюджет ЗКО недополучил 1,7 млрд. тенге.
Появление в налоговом кодексе такого понятия как "иные обособленные структурные подразделения" также резко пошатнуло положение дел в бюджете многих областей.
По поручению премьер-министра страны вопросы по потерям бюджетов областей, имеющих обособленные структурные подразделения, были проанализированы министерствами экономики и бюджетного планирования и финансов, в последующем ситуация была рассмотрена республиканской бюджетной комиссией. Территориальными налоговыми органами произведена сверка по предприятиям и суммам перетоков налогов между областями вследствие внесения изменений в налоговый кодекс. Общая сумма потерь по 70 обособленным структурным подразделениям, расположенным в ЗКО, составляет порядка 3,1млрд. тенге. Проблему ухода налогов по месту регистрации головных предприятии, по мнению заместителя акима ЗКО Абдрахманова, можно решить двумя путями. Либо внести изменения в Налоговый кодекс в части восстановления понятия в налоговом законодательстве "иные структурные подразделения, но это будет противоречить Гражданскому кодексу.
Либо обособленным структурным подразделениям пройти перерегистрацию в качестве филиалов и представительств, что и предлагает сделать министерство экономики и бюджетного планирования. Но иностранные компании не заинтересованы в этом, к тому же закон не обязывает их делать это, да и не выгодна им процедура перерегистрации, которая занимает время и средства.
Хотя местные власти и просят эти компании пойти на уступки, однако самим "обособленным структурным подразделениям" не важно в каком конце Казахстана платить налоги, лишь бы не было претензий.
В связи с создавшейся ситуацией в апреле департамент юстиции по ЗКО направил письмо председателю комитета регистрационной службы Министерства юстиции М.Таймерденову с просьбой инициировать внесение дополнении в ст.43 ГК РК в части определения понятии "филиал" и "представительство".
Пока никаких движений со стороны министерства не наблюдается. И в то же время потеря налогов от "иных обособленных структурных подразделений" в случае, если закон останется прежним, будет происходить и в последующие годы. Так, что это проблема не одного бюджетного года, как это может показаться на первый взгляд. Одни регионы будут блаженствовать как сыр в масле, получая немеряные средства в казну только по потому, что крупная компания зарегистрирована именно на их территории. Другие же - будут бедствовать, при этом страдая от экологических и прочих проблем.
Между тем власти ЗКО делают все, чтобы хоть как-то собрать недостающие средства, дабы область реально не ощутила кризис.
Сегодня усилен контроль за оборотом подакцизной продукции. Здесь также надеются, что расширению налогооблагаемой базы в перспективе будет способствовать реализация программы индустриально-инновационного развития области. Есть упования на создание технопарка и реализацию инвестиционных проектов промышленных предприятий. Однако все это тоже из разряда желаемого и нужно сделать все, чтобы кто-то не сведущий опять не выдал это желаемое за действительное, как это случилось с газовым проектом.
Да, действительно, в области предполагается открыть пилотный технопарк, но он еще не создан, а уж отдача от него будет в лучшем случае, не раньше чем через два года.
Инвестиционные проекты тоже пока не обрели реально-материальный вид, по крайней мере, многие из них находятся в очень тяжелом состоянии и им не до уплаты налогов, хотя, например, на спиртовой завод и возлагаются большие надежды.