Дело учителя Юрия Пака: в пересмотре отказано

Вновь открывшиеся обстоятельства

Напомним, 7 марта адвокат Юрия Пака Сергей КИМ подал ходатайство о пересмотре “дела учителя” в апелляционную коллегию Карагандинского областного суда. В качестве довода о вновь открывшихся обстоятельствах он привел результаты экспертизы, проведенной по инициативе близких осужденного за лжетерроризм учителя в Центре судебных экспертиз Ростова-на-Дону. Российские эксперты, исследовав записи голоса Юрия Пака и злоумышленника, сообщившего 14 апреля 2015 года в ЦОУ ДВД Карагандинской области о заложенной в ЦУМе бомбе, в отличие от своих казахстанских коллег пришли к выводу о несовпадении голосов. Тогда судебная коллегия постановила направить материалы ходатайства адвоката Кима для организации проверки или расследования в прокуратуру области.

Спустя месяц надзорный орган дал ответ на ходатайство, и в самом большом зале судебных заседаний Карагандинского облсуда вновь собрались стороны в лице адвоката Сергея Кима и прокурора Медеу ЖАКАНОВА, а также многочисленные слушатели, пришедшие поддержать Юрия Пака. Сам осужденный также присутствовал на заседании – по конференц-связи, в режиме онлайн. К слову, ни одного представителя потерпевших сторон (каковыми были признаны ЦУМ, ДЧС Карагандинской области, служба скорой помощи) в суде замечено не было.

А прокуроры против…

Адвокат Сергей Ким при полной поддержке своего подзащитного обратился к суду с просьбой о возобновлении производства уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а также заявил ходатайство об опросе в режиме видео­связи российских экспертов, проводивших исследование аудиозаписей голоса его подзащитного и злоумышленника, сообщившего якобы о заложенной в торговом центре бомбе.

– Заключение прокуратуры ставит под сомнение внесудебное экспертное исследование, проведенное в режиме предоставления правовой помощи, – пояснил он. – Там пишется, что оснований для возобновления нового расследования и производства экспертизы не имеется. Следовательно, с учетом всех изложенных доводов ставится под сомнение внесудебное экспертное заключение. Поэтому мы просим в режиме видеосвязи опросить экспертов Ростовского центра судебных экспертиз.

Прокурор Медеу Жаканов выразил мнение, что оснований для опроса зарубежных экспертов нет, и суд с его мнением согласился. Ведь в своем заключении прокуратура категорично “отмела” саму возможность для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам, сочтя, что никаких вновь открывшихся обстоятельств попросту нет. “Адвокат Ким в своем ходатайстве ссылается на результаты экспертизы специализированного частного учреждения “Ростовский центр судебных экспертиз”, свидетельствующие о невиновности Пака, – говорилось в заключении надзорного органа. – Нами установлено, что адвокатом Кимом не соблюден порядок обращения об оказании правовой помощи в иностранное государство, а также Закон РК “Об адвокатской деятельности”. В соответствии со статьей 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам при выполнении настоящей конвенции компетентные учреждения юстиции договаривающихся сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы... Также эксперты ростовской экспертизы при проведении исследования не руководствовались требованиями международных договоров и законами РК, поскольку в заключении ссылки на таковые отсутствуют…”. Помимо этого, прокуратура сочла результаты ростовских экспертов недостаточными для возобновления дела Пака, поскольку экспертиза была проведена вне следствия и суда, и приговор вступил в законную силу. Также Медеу Жаканов сослался на то, что аудиозаписи были не должным процессуальным образом изъяты и отправлены в Ростов-на-Дону.

“Пора поставить жирную точку!”

Практически на каждый довод прокуратуры об отсутствии оснований для возобновления дела адвокат Сергей Ким ответил контраргументами.

– Что касается замечания прокуратуры в части того, что мы неправильно, незаконно обратились в Ростовский центр судебных экспертиз в соответствии с Кишиневской конвенции. Обращаем внимание высокого суда, что в части первой статьи 1 данного документа сказано: “Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности и иные учреждения других договаривающихся сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее именуемые учреждениями юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия”.

Также адвокат заметил, что, поскольку прокуратура ставит под сомнение подлинность той аудиозаписи, что была отдана на исследование в Ростовский центр, сторона защиты предлагает провести фонографическое исследование оригинала фонограммы, приобщенной к материалам дела.

– Давайте проведем экспертизу! Ничто этому не препятствует, но снимет столько вопросов и поставит жирную точку в этом вопросе. Мы просим суд передать материалы прокурору, чтобы он назначил экспертизу. И чтобы в рамках процессуального законодательства получить ответ – это голос моего подзащитного или нет. Мы согласимся с любым мнением суда при получении результатов этой экспертизы.

Сам факт обращения к российским экспертам Сергей Ким обосновал следующим образом:

– Я ничего не хочу сказать о наших экспертах, но когда высокий суд поставил перед ними те вопросы, которые мы впоследствии задали их российским коллегам, а именно: “эмоциональное состояние звонившего в момент записи разговора”, “некоторые физические параметры и заболевания”, “уровень речевой культуры”, “дефекты речевого аппарата”, “наличие в речи криминальной субкультуры” и т. д., они официально ответили, что не обладают технической возможностью ответить на данные вопросы.

Более того, Сергей Ким заявил суду, что уже получил предварительное согласие Московского федерального центра судебных экспертиз на проведение фонографического исследования.

– Это государственное казенное предприятие, – аргументировал адвокат. – Центр экспертиз всей Российской Федерации, обладающий международными лицензиями, чьи результаты признаются во всех странах Европы. Пусть прокуратура назначит проведение исследования у них! – заявил он.

Чудеса и реальность

Выслушав стороны, судьи удалились в совещательную комнату на час. А в это время родные и близкие Юрия Пака получили уникальную возможность массового “видеосвидания” с осужденным. Бывший учитель сообщил, что в колонии обрел новых друзей и получил должность помощника завхоза. Что в свободное время перечитывает Льва Толстого и играет в баскетбол. А также, что получил в колонии шуточный статус “учитель в законе”. Юрий выразил огромную признательность всем, кто поддерживает его и его семью, поговорил практически с каждым присутствующим в зале и сказал теплые слова напутствия перед экзаменами своим ученикам, пришедшим на заседание суда.

В ответ супруга Юрия Ольга рассказала мужу об успехах их сына Дани и дочки Анечки, передала приветы от родственников и друзей и просто посмотрела на родного человека, не вытирая катившихся по щекам слез…

Окрыленные нежданным сюрпризом близкие Юрия встретили судейскую коллегию с надеждой в глазах. Но чудеса в этот день ограничились внеплановой “свиданкой”.

– Судебная коллегия постановила: ходатайство адвоката Кима о возобновлении по вновь открывшимся обстоятельствам производства по уголовному делу в отношении Пака Юрия Дмитриевича, осужденного приговором Казыбекбийского районного суда города Караганды от 3 октября 2016 года, оставить без удовлетворения, – огласила постановление председательствующий судья Роза НУРМУХАНОВА.

По окончании заседания Ольга Пак сообщила журналистам, что ожидала подобного исхода, но сдаваться не собирается.

– Мы все равно будем проводить экспертизу в Москве, – сказала она. – Пусть даже ее проведут также вне процесса, но это будет факт. Я уверена в невиновности своего мужа, и экспертиза – это не единственное доказательство невиновности Юры. Мы в любом случае будем идти до конца.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН