Дело – труба, или Как обновить газопроводные сети

Растущий внутренний спрос на газ и планы государства по дальнейшему расширению газификации страны требуют всестороннего анализа предстоящих нагрузок на газовые сети и оценки их реального состояния. А реальность такова, что основные магистральные газопроводы Средняя Азия – Центр (САЦ), “Союз”, Бухара – Урал и Оренбург – Новопсков, проходящие по территории России и Казахстана и обеспечивающие поставки топлива большинству потребителей республики, прокладывались в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века и достигли максимального нормативного срока эксплуатации. Только в Западно-Казахстанской области (ЗКО) необходимо менять более сотни километров газопровода. При этом нацоператор “КазТрансГаз” (КТГ) ежегодно теряет сотни миллиардов тенге, субсидируя цены на внутреннем рынке за счет доходов от экспорта газа, что не дает компании выделить средства на обновление газопроводов.

Первый звоночек

Авария, произошедшая в разгар отопительного сезона в России, на 108-м километре магистрального газопровода (МГ) “Союз”, привела к временной остановке межгосударственного транзита газа. КТГ пришлось срочно перекидывать мощности с одного газопровода на другой, чтобы обеспечить бесперебойную подачу газа потребителям 2 регионов. Именно этот случай показал, насколько хрупкой может быть налаженная система поставок топлива, если вовремя не обновлять существующие сети.

Чтобы поддержать технические состояния объектов, КТГ помимо планово-предупредительных ремонтных работ, технического обслуживания и ремонта оборудования ежегодно проводит замеры потенциала трубопроводов, испытания участков газопроводов и технических коммуникаций, внутритрубную диагностику.

На сегодня, согласно сведениям газового оператора, более 70 % казахстанских газопроводов находится в состоянии изношенности и эксплуатируется более 50 лет, что выше нормы.

Последние испытания и внутритрубная диагностика казахстанских участков магистральных газопроводов “Союз”, Оренбург – Новопсков и “САЦ” показали, что для вывода этих участков на максимально возможное рабочее давление только в ЗКО необходимо вскрыть, обследовать и заменить свыше 9,1 тыс., или более 100 км, дефектных труб. Нуждаются в обновлении не только трубы, но и компрессорные цеха и газораспределительные станции, большинство из которых введены в строй 40–50 лет назад. При этом все типы эксплуатируемых газоперекачивающих агрегатов компрессорной станции управления магистральных газопроводов “Уральск” не выпускаются заводами и на них не производят запасных частей для проведения ремонта. Устарела вся установленная агрегатная автоматика, что усложняет поддержку газоперекачивающих агрегатов в рабочем состоянии. Агрегатный парк компрессорной станции на 70 % изношен и выработал свой ресурс. Даже здания и сооружения этих компрессорных и газораспределительных станций прошли срок своей эксплуатации и нуждаются в обновлении. Всё это доказывает необходимость реконструкции или же полного обновления объектов и сооружений газотранспортной системы.

В старых трубах заделывать дыры нет смысла

Специалисты отмечают, что в ближайшее время казахстанская газовая отрасль может испытать серьезные проблемы. По республике общая протяженность линейной части магистральных газопроводов превышает 20,5 тыс. км, из них 21 % эксплуатируется более 50 лет, 49 % – от 40 до 50 лет. Из 29 компрессорных станций 5 находятся в эксплуатации более полувека, 9 – от 40 до 50 лет. Из 638 скважин подземных хранилищ газа на 81,5 % прошли сроки безопасной эксплуатации.

“Для нас первостепенным является обеспечение надежного функционирования существующей газотранспортной системы, увеличение ее производительности. Но наша инфраструктура изношена и нуждается в обновлении. Мы провели повсеместную дефектоскопию труб и видим, что большое количество секций подвержено возрастной коррозии. Трубы нужно срочно менять, чтобы исключить риск аварий, которые могут привести к прекращению газоснабжения. Без топлива могут остаться целые регионы”, – говорит заместитель председателя правления КТГ Рустам СУЛЕЙМАНОВ.

По его словам, построенные современные магистральные газопроводы Казахстан – Китай и Бейнеу – Бозой – Шымкент пока обеспечивают экспорт газа и надежное внутреннее газоснабжение. Но остальные магистральные газопроводы прокладывались в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века и устарели как физически, так и морально.

В условиях стремительно растущего внутреннего потребления газа также необходимо расширение ресурсной базы. По данным минэнерго по состоянию на 1 января 2021 года, уровень газификации населения страны достиг 53,07 %, то есть 9,8 млн человек получили доступ к природному газу. За последние 10 лет объем потребления газа на внутреннем рынке вырос на 91 процент – с 9 млрд до 17,2 млрд куб. м. Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ в ходе заседания правительства в январе этого года отметил, что к 2027 году годовой объем потребления газа вырастет до 26 млрд куб. м. При этом существует риск возникновения дефицита газа. “Сегодня внутренний рынок природного газа по-прежнему чрезмерно зарегулирован. Это сдерживает увеличение ресурсной базы, инвестиции в геологоразведку и строительство газоперерабатывающих мощностей”, – сказал он.

Действительно, одной из проблем для КТГ, требующей неотложного решения, является субсидирование внутреннего рынка для сдерживания розничных цен на газ. Именно из-за этого нацоператор не смог аккумулировать средства на обновление грандиозной и стремительно стареющей газотранспортной инфраструктуры.

Для сравнения, если в Казахстане цена за 1 тыс. куб. м газа в среднем составляет $50, то в соседней России, занимающей 1-е место в мире как по экспорту, так и по запасам природного газа, он продается по $74 за 1 тыс. куб. м, или на 48 процентов дороже. В Узбекистане, так же обладающем значительными запасами газа, средняя цена газа для населения на $1 ниже, чем в Казахстане, но для юридических лиц и для выработки тепла он продается уже по $94 за 1 тыс. куб. м, или на 57 % и 96 % выше, чем у нас.

А в Китае средняя стоимость газа для населения составляет около $400 за 1 тыс. куб. м., что в 8 раз дороже, чем в Казахстане. Более подробно можно ознакомиться в таблице (см. ниже)

Низкая цена на газ не способствует и его рациональному использованию. Например, по данным КТГ, в теплой Мангистауской области, где 1 тыс. куб. м газа стоит 9 961 тенге, в год абонент в частном доме потребляет около 5,9 тыс. куб. м газа, а в холодной Костанайской области, где стоимость газа почти на 135% дороже (23 405 тенге за 1 тыс. куб. м), потребитель расходует чуть более 3,2 тыс. куб. м природного газа. Как говорится, почувствуйте разницу!

В компании считают, что в дальнейшем ее потери будут только расти. Это связано с увеличением уровня газификации из-за ввода в эксплуатацию новых магистральных и распределительных сетей, реализацией проектов нефтегазохимии, переводом ряда генерирующих электроэнергию мощностей на газ, а также сокращением экспорта в Китай в связи с дефицитом ресурсной базы газа. В результате начиная уже с этого года убытки газового оператора будут превышать доходы от других видов деятельности.

При этом авария, произошедшая на российском газопроводе, вполне реальна и для казахстанских изношенных магистралей. Чтобы предотвратить это, необходимо уже сейчас проводить комплексную диагностику и капремонт.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Олег ЧЕРВИНСКИЙ, нефтегазовый аналитик, главный редактор журнала “PETROLEUM”:

“Тариф на газ в любом случае придется повышать, хоть за счет инвестиционной составляющей, хоть путем включения в него процентов по кредитам, которые КТГ надо будет брать на реконструкцию. Для потребителей принципиальной разницы между двумя этими причинами, думаю, нет.


Олег ЧЕРВИНСКИЙ

Что касается утверждений, что тариф нельзя поднимать, так как средняя зарплата в Казахстане невелика, то здесь не нужно изобретать велосипед. В той же Польше, в которой значительная часть населения получает после вычета налогов $600–900 на руки, цена 1 тыс. куб. м газа составляет, по данным “РИА Рейтинг”, $499, а в Казахстане в десять раз меньше – $45. Но в Польше, если доход семьи не превышает определенного уровня, можно получить жилищную субсидию из городского бюджета. В Казахстане же за дешевый газ платят одинаково и владельцы коттеджей в тысячу квадратов, и обитатели времянок на окраине Алматы, перебивающиеся случайными заработками. А в конечном итоге разницу между себестоимостью и ценой продажи и за тех, и за других оплачивает “КазТрансГаз”.

Расул РЫСМАМБЕТОВ, финансовый консультант:

“Недостаток средств КТГ для капитальных вложений, прежде всего, объясняется тем, что компания поддерживает низкие цены на внутреннем рынке за счет доходов от экспорта. При этом она покупает газ у производителей за доллары в привязке к мировым ценам, а вынуждена продавать за тенге и по фиксированным ценам. Это не ошибка чья-то, а вынужденная мера. На заре независимости мы раздавали месторождения иностранным предприятиям, особо не торгуясь, так как у нас было очень мало инвесторов. Поэтому сегодня сложилась такая ситуация, в которую мы сами себя загнали, но по-другому не могли поступить. Сейчас, когда общество занимает вопрос чистой энергии, когда газ больше нужен для газохимии и производства продукции высокого передела, встает уже другой вопрос, другие требования.

Газ нужен нам самим, и в большом количестве. Казахстанские производители нуждаются в сырье.

Знаю, что как минимум 2 проекта не прошли согласование по газохимии только из-за отсутствия возможности обеспечить сырьем. Поэтому вопрос увеличения объемов собственного газа и поддержка национального газового оператора, его развитие, должны быть в приоритете.


Расул РЫСМАМБЕТОВ

Если говорить о средствах, необходимых для модернизации газопроводных сетей, я думаю, что КТГ должен занимать эти деньги у государства. Так как вопрос цены на газ социальный, то, соответственно, затраты на реконструкцию на себя должно взять правительство. Потому что КТГ решает именно государственную задачу, когда взваливает на себя все риски и расходы по обеспечению казахстанских потребителей дешевым топливом. Это может быть облигационный заем из Нацфонда или ЕНПФ.

Если источником финансирования выступит правительство, то и повышать тарифы, скорее всего, не будут. В противном случае, чтобы компания могла построить все свои объекты и провести модернизацию сетей, при этом наняв нужных специалистов и подрядчиков, тарифы нужно повышать на десятки процентов. Это будет антисоциальная мера.

Кроме того, я бы предположил, что компании нужно идти в разработку газовых месторождений, инвестировать в производство товарного газа, чтобы увеличить собственные сырьевые ресурсы. Выход КТГ из состава “КазМунайГаза”, думаю, рациональное решение. Компании нужно становиться самостоятельным игроком на нефтегазовом рынке, развивать собственные как производственные, так и человеческие ресурсы, вкладывая в развитие квалифицированного персонала. КТГ необходимо стать сильной эффективной компанией, способной приносить большую прибыль и решать глобальные задачи на растущем газовом рынке”.

Алексей ПРИБЫЛОВСКИЙ, НУР-СУЛТАН