Дело – труба

Сразу оговорюсь, что, хотя поставщик алматинский, приемчики у них у всех по республике одинаковые, да и законы действуют на всей территории Казахстана, так что опыт будет полезен для всех читателей независимо от места проживания. Первая ситуация нас и удивила, и, надо признаться, позабавила – почему, скоро поймете.

Звонит пожилая женщина, сильный испуг: ко мне приходили из тепловых сетей, хотят отрезать мне трубы с горячей водой, а если не дам, они мне в канализацию заглушку поставят.

Начинаем расспрашивать, выясняется: после смерти мужа наша читательница загоревала и тяжело заболела. Возраст пенсионный, пенсия маленькая, главным добытчиком в семье был муж, и каждый месяц, выбирая между коммунальными платежами и лекарствами, женщина, естественно, выбирала последнее. Долги копились годами, монополист через уведомления грозил судом, но грози не грози, справиться с этим Алевтина Ивановна не могла, денег не было и здоровья, чтобы хоть где-то что-то подзаработать тоже. И вот звонок в дверь – открывайте, а то мы вам тут устроим.

Нужно отдать должное нашей читательнице, из-за своего отчаянного положения она и впала в отчаянную смелость, мол, делайте что хотите, я на вас управу найду, нет такого закона, чтобы нас, людей, естественных надобностей лишать. Кричала она это, как мы сказали, больше от отчаяния, чем от знания законов, но тем не менее попала в точку – законного права производить любые манипуляции с канализационными и прочими трубами, в том числе горячей-холодной воды, внутри дома ни один поставщик коммунальных услуг не имеет. Без решения суда.

Говорит монополист

Знать мы об этом знаем, но вопросики монополисту отправили.

“КАРАВАН”: 1. Почему ваша организация, как того требует законодательство РК, не передает дела о взыскании задолженности судебным исполнителям, а, по сути, выколачивает их с помощью запугивания должников, угрожая отключить канализацию?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: ТОО АлТС” (“Алматинские тепловые сети”) в соответствии с действующим законодательством РК после вступления решения суда в законную силу запрашивает у суда исполнительный лист для дальнейшей передачи судебного акта на исполнение в органы принудительного взыскания.

Спрашиваем дальше.

“КАРАВАН”: 1. Укажите, пожалуйста, название документа, на основании которого ваша организация имеет право проводить подобные манипуляции (отключение канализации) с общедомовым имуществом, к которому относится канализационная труба, проходящая внутри дома. 2. Обладает ли ваша организация правом собственности на канализационную сеть в Алматы и в каких рамках. 3. В случае реализации угрозы по отключению канализации собственники не могут пользоваться не только горячей, но и холодной водой, поставщиком которой является совсем другая организация. Соответственно услуги которой за данный период собственником не оплачиваются, каким образом вами решается вопрос с данной организацией?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: Регулируемой деятельностью ТОО “АлТС” является передача, распределение и снабжение тепловой энергией от основных источников производства тепла. В этой связи ТОО “АлТС” вопросами канализационной системы не занимается.

Как видим, монополист от “наезда” на старушку-задолжницу открестился, и долги они взыскивают официально, и к канализационной системе никакого отношения не имеют. Вот это нас и позабавило: похоже, не ожидали ребята, что их исподнее выставят на обозрение широким массам, а потому и сказать им оказалось нечего. Сам факт подобных действий не подтвердили, но и не опровергли, так что кошмарите вы своих клиентов, господа, кошмарите. Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов

Теперь почему монополисты на то права никакого не имеют.

Дело в том, что все трубы, а точнее, участки труб, законодательно поделены – всё, что находится за пределами жилого дома, принадлежит поставщикам коммунальных услуг: горячая вода-отопление, холодная вода-канализация. А вот все трубы, которые проходят внутри дома, являются общедомовой собственностью, ими управляет либо КСК, либо управляющая компания, так что без согласия собственников квартир монополисты не имеют права даже близко к ним подходить.

Единолично принять такое решение управдом не имеет права, а представить себе, что большинство владельцев жилья проголосуют на общем собрании за то, чтобы предоставить поставщикам коммунальных услуг право ставить заглушки в их канализационную систему, выглядит, мягко говоря, нереально. Сам раздел ответственности и права собственности на трубы записан в договорах, которые заключает кооператив с коммунальщиками. Так что войти в подъезд, позвонить вам в дверь и наговорить всяких глупостей они могут, а все остальное – извините-подвиньтесь, в чем сами и признались.

Мой дом – крепость

Но и это еще не все. Трубы в вашей квартире – ваша личная частная собственность, и касаться ее, как и войти в ваш дом, никто без вашего разрешения не имеет права. Здесь смотрим уже Конституцию Республики Казахстан, статья 25: “Пункт 1. Жилище неприкосновенно... Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом”. Есть постановление на обыск или постановление судебного исполнителя на резку моих труб – заходи, нет – до свидания, и трубы мои не тронь.

Теперь о том, почему судебные исполнители (именно они по закону исполняют решение суда, если оно не исполнено добровольно) не ходят по домам, не режут трубы и тем более не ставят заглушки в канализацию. Потому что их действия ограничены Законом “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”.

Решил суд – да, есть долг за коммуналку, взыскать с такого-сякого гражданина. Получил судебный исполнитель от монополиста исполнительный лист по решению суда и начал взыскивать денежки.

А делать это может тоже только очень определенным образом. Статья 55, пункт 2: “Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные суммы должника, в том числе и находящиеся в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, если иной порядок не определен в исполнительном документе”. В переводе на наш человечий язык это означает, что на работу либо в банк, через который выплачивается пенсия, придет исполнительный лист, где будет написано, какое количество денег нужно будет у должника взять и куда их перечислить. Здесь же будет написано, какой именно процент от зарплаты или пенсии должны удерживать ежемесячно в счет погашения задолженности.

Размер удержания не может превышать 50 процентов. На практике он значительно меньше, потому что люди – не звери и понимают, что жить человеку как-то надо, а потому величина оброка может быть самой разной.

Хуже дело, если ни зарплаты, ни пенсии у должника нет. Тогда судебный исполнитель “обращает взыскание” на имущество должника: телевизор, сотка, ковер и прочие штучки уйдут на торги за долги. Как видим, и в этом случае никто никуда никаких заглушек не ставит. Спешу огорчить одних и обрадовать других – случаев, когда бы за долги КСК и коммунальщикам на торги выставлялись квартиры должников, в Казахстане не зафиксировано, врут все. Для этого размер долга должен быть равен размеру стоимости квартиры, во-первых, вдумайтесь, десяток миллионов тенге – жизни не хватит, чтобы столько задолжать, а во-вторых, продать единственное жилье против воли собственника за такой проступок… на такое ни один суд не пойдет. Так что, если услышите что-то подобное от своих председателей КСК, знайте: вранье, вас кошмарят, чтобы вы им поскорее заплатили.

В случае с нашей героиней “Алматинские тепловые сети”, конечно, должны были передать исполнительный лист судебному исполнителю, а тот, встретившись с Алевтиной Ивановной, составил бы график погашения задолженности, и привет – никаких кошмаров.

В заключение обозначим свою позицию по долгам. И автор проекта, и редакция “КАРАВАНА”, конечно, выступают за то, чтобы долги возвращались, но вот только не по беспределу, а по закону. Тему эту мы не оставим, продолжим в следующем номере – как писалось в самом начале, жалоб на тепловые сети было несколько.

Алматы