Дело Челаха. Застава заставила?

Едва прошел шок, в Интернете появилось несколько версий происшедшего. Многие до сих пор уверены, что здесь не обошлось без большой политики. Одни СМИ твердили, что Челах не виновен и в деле замешаны третьи силы. Другие были уверены, что это был теракт с целью дестабилизации обстановки в стране. Третьи не исключили, что это дело рук высокопоставленных охотников. Российские СМИ пошли еще дальше, выдвинув теорию о нападении инопланетян на пограничную заставу. Была еще одна “некрасивая” версия, которую многие стеснялись произносить вслух, – сексуальные извращения на далекой заставе.

Теперь, по прошествии трех лет, можно трезво взглянуть на события тех дней и проанализировать ситуацию, основываясь на фактах уголовного дела и свидетельствах сторонних источников.

Но прежде вкратце вспомним, что произошло в тот роковой день на пограничной заставе. По официальной версии, в конце мая 2012 года рядовой Челах, находясь на пограничном посту “Арканкерген”, застрелил часового. Затем вошел в казарму и расстрелял всех находившихся там сослуживцев. Прокуратура утверждала, что все пограничники были безоружны, некоторые спали, а другие – “при направлении на них оружия не воспринимали это всерьез”. Последней жертвой стал егерь Руслан Ким. Расстреляв пятнадцать человек, рядовой собрал вещи и сотовые телефоны, принадлежавшие убитым, поджег казарму и ушел. Через несколько дней Челаха обнаружили на чабанской зимовке примерно в 20 километрах от поста, где он и был задержан.

“Меня будто переклинило”

Мотивом убийств, по версии прокуратуры, стали “внутренние конфликты и временное помутнение сознания”. Сам Челах на допросе следователям, записанном на камеру, внятно объяснить суть этих “внутренних конфликтов” не смог. “Я не знаю. Меня будто переклинило. Доводили постоянно”, – говорил он на видео, распространенном прокуратурой. Чашу терпения рядового якобы переполнила ссора с сослуживцем, который замахнулся на Владислава автоматом.

В значительной степени официальная версия основывалась на признательных показаниях Челаха, от которых он (видимо, под давлением) позже отказался. Тем не менее версию о дедовщине никому из адвокатов так и не удалось опровергнуть ни на следствии, ни в суде.

Трусы егеря

Между тем первым о неуставных отношениях заговорила газета “Время”. Известный казахстанский журналист Геннадий Бендицкий не исключил, что основным мотивом убийства своих сослуживцев для Челаха вполне могли стать гомосексуальные отношения. В доказательство он привел обнаруженное сотрудниками оперативно-следственной группы на месте преступления женское нижнее белье на теле убитого неподалеку от заставы егеря охотхозяйства Руслана Кима.

“Работавший охранником отставной майор ВВС имел довольно странные для мужчины пристрастия. Носил обтягивающие брюки с высокой талией, подчеркивающие формы. Не слишком стесняясь своих знакомых, покупал нижнее белье в бутиках женской одежды, причем предпочитал именно полупрозрачные ажурные трусики. В свои 48 лет бывший военный ни разу не был женат и не имел детей. Никто никогда не видел и не слышал, чтобы у него была подруга. Известно также, что по месту жительства у него сложились настолько непростые отношения с родными, что он собирался покинуть пределы Талдыкоргана. Но по приглашению соседа, владевшего охотугодьями, оказался в качестве егеря по соседству с постом “Арканкерген”, – писал Бендицкий.

Мало верится в то, что егерь жил в полной сексуальной изоляции, особенно когда неподалеку на заставе разместилась группа молодых пограничников. Согласитесь, большой соблазн для любого гомосексуального извращенца. Странные пристрастия бывшего майора авиации, по мнению Бендицкого, могли стать тем спусковым крючком, который заставил рядового Челаха расправиться с сослуживцами, “доводившими его постоянно”. А заодно и с егерем. Ни следствие, ни суд так и не ответили на очень важный вопрос – что нужно было сделать, чтобы ТАК довести человека? Ограничивалось ли это напоминаниями о нетрадиционных взаимоотношениях с отставным майором или извращения перекинулись и в казарму? Обычно в армии отчаявшиеся жертвы, которых “доводят”, предпочитают свести счеты со своей жизнью, а не оставлять горы трупов. Да и тот факт, что Челах собрал сотовые телефоны сослуживцев, на которых могли быть компрометирующие записи, говорит о многом.

Тему гомосексуализма будировал во время суда и адвокат Влада Челаха – Серик Сарсенов.

“Это указано в протоколе. По обстоятельствам дела, были найдены трусы желтого цвета, которые на самом деле были вовсе не желтыми, а розовыми. Я задал вопрос на суде брату погибшего егеря, знает ли он что-либо о нетрадиционной ориентации своего брата. Он снял этот вопрос, обвинив меня в оскорблении памяти погибшего, – вспоминает адвокат. – А ведь я задал вопрос не из праздного любопытства. Другим потерпевшим я этого не задавал, потому что не было основания. А в данном случае, когда у него на трусах обнаружили сперму, причем ему принадлежавшую, я задался вопросом: а не совершено ли это убийство на сексуальной почве? Как у него оказалась сперма? Кроме того, на допросе женщина-продавец подтвердила, что погибший егерь покупал у нее женские трусы. Я хотел выяснить, почему в одном случае, во время экспертизы он (Челах? – Ред.) говорил, что это не его сперма, а в окончательной – нет. Но вопрос сняли”.

Известный казахский поэт Олжас Сулейменов, комментируя эту тему в интервью газете “ЭК”, также не исключил, что мотивом преступления могли стать сексуальные извращения. По его словам, модель поведения Челаха “вполне соответствует поведенческому типу заключенного, которого, как говорится, опустили”. “То есть изнасиловали или тайно склонили к мужеложству, – рассуждал он. – Если бы “опущенные” в тюрьмах имели доступ к автоматическому оружию, то о таких бойнях, но уже в тюремных общих камерах, мир бы давно услышал”.

О чем молчит Челах

Между тем мать Влада Челаха – Светлана Ващенко (на снимке) утверждает, что в поступавших от него письмах с заставы о дедовщине не было и речи.

“Не знаю, откуда могли взяться эти трусы и были ли между сослуживцами гомосексуальные отношения. Влад мне ничего не рассказывал, – плачет Светлана. – Молчит он и во время наших нечастых свиданий. Да и во время встреч особо не поговоришь, повсюду стоят охранники, подслушивают наши разговоры”.

Как и любая мать, Светлана отгоняет мысли о том, что над ее сыном могли надругаться и довести парня до такого состояния. Каждый день она перечитывает письма Влада из “лагеря для смертников”, пытаясь найти между строк хоть какую-то зацепку, что на самом деле произошло на погранзаставе. Но Челах молчит. В своих письмах любящий сын Влад просит мать беречь себя и детей, обещая вернуться оттуда, откуда еще никто не возвращался.

P. S. Аналогичный случай произошел в феврале 1987 года в Ленинградской области, когда в одном из караульных вагонов спецэшелона МВД СССР, перевозившем заключенных, были найдены прикрытые пропитанными кровью матрацами семь трупов. Все были застрелены.

Следствие выяснило, что среди убитых нет одного рядового, находившегося в спецэшелоне, – Артураса Сакалаускаса. Из оружейного шкафа, где хранились пистолеты Макарова, исчезли пять стволов и пять запасных магазинов.

По следам беглеца-убийцы пустились десятки следственных групп, усиленных парой сотен военнослужащих Ленинградского гарнизона. Артурас был задержан в автобусе 47-го маршрута на окраине Ленинграда.

Согласно материалам уголовного дела, за день до прибытия, 23 февраля, двое солдат, Джамалов и Манхуров, попытались изнасиловать Сакалаускаса. Артурас потерял сознание, тогда Джамалов и Манхуров, чтобы привести его в чувство, прижгли ему кожу горящими спичками и, пригрозив, что его позже изнасилует весь личный состав караула, ушли.

Позже, идя по коридору, Сакалаускас увидел, что начальник караула Пилипенко спит, а металлический ящик с пистолетами не заперт. Артурас зашел в купе, похитил два пистолета, зарядил их в туалете и направился в купе для личного состава караула. Проходя мимо купе Пилипенко, Сакалаускас, опасаясь, что тот проснется и помешает задуманному, выстрелил ему в голову. Затем прошел в купе, в котором его сослуживцы играли в карты. Остановившись в проеме дверей купе, которые были открыты, держа два пистолета в руках, Артурас стрелял до тех пор, пока не закончились патроны.

Убедившись, что все мертвы, Сакалаускас забросал их тела матрацами, переоделся. Уложил в дипломат пять пистолетов, запасся продуктами и на станции Бабаево, где поезд сделал остановку, покинул вагон.

В отличие от Челаха Артураса отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.