Дефицитные руки

По заверениям участников форума “Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров”, в Казахстане создана система технического и профессионального образования, ориентированная на экономику. Согласно официальной статистике, в стране работает уже 894 колледжа и лицея, где обучаются 604 тысячи человек по 185 специальностям.

Классных рабочих не хватает всегда. Особенно это актуально для Казахстана. По подсчетам Минобразования, более 45 процентов занятого населения страны не получало специального образования после окончания школы. 28 процентов окончили вузы. И лишь 27 процентов работников имеют профессионально-техническое образование. В то же время в западных странах в колледжах и технических школах училось 70 процентов работников.

Дефицит специалистов виден при анализе госпрограмм развития. Министр труда и соцзащиты населения Гульшара Абдыкаликова в апреле сообщила, что из 70 процентов заявленной потребности в кадрах по программам форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) приходится на работников со среднетехническим образованием. Причем не хватает специалистов в базовых для страны отраслях.

“Наибольшая потребность в кадрах в рамках госпрограммы ФИИР сегодня наблюдается в транспортной отрасли – 31 тысяча человек, в горно-металлургической – 23 тысячи работников, в нефтяном секторе – порядка 20 тысяч, в туристической индустрии и машиностроении – более 10 тысяч”, – доложила министр.

Если 15 лет назад мы ругались, когда к нам хлынул поток менеджеров из США и европейских стран, то сейчас не удивляемся, когда для крупных проектов завозят рабочих из Филиппин, Малайзии и Польши. А рядом есть и другие крупные страны, из которых на заработки выезжают рабочие, – Китай, Индия и Пакистан. На многие предприятия казахстанских рабочих не берут, так как их квалификация уже не устраивает работодателя.

Проблему разрешить можно, если государство начнет вкладывать деньги в широкомасштабную подготовку и переподготовку собственных кадров. Будет замечательно, если и сами предприятия будут оплачивать подготовку нужных специалистов, это позволит резко увеличить число колледжей. Пока же все происходит с точностью до наоборот.

Среднее образование позволяет быстро и недорого готовить специалистов, так нужных стране. Но попасть в число студентов непросто.

Недавно на учебу в Алматы приехала моя племянница. Когда начали узнавать условия поступления, в шоке были все: годовая стоимость обучения в среднем медицинском колледже начинается от 180 тысяч тенге. Для сравнения: размер гранта для хорошего университета – 300 тысяч тенге в год!

На бюджетное отделение поступить почти безнадежно. Конкурс – 4–8 человек на место. Конкуренцию ужесточают многочисленные льготники: отличники, дети-сироты, инвалиды… Хорошо, что обделенным детям государство предоставляет возможность учиться, но разве нормально, когда количество льготников приближается к количеству бюджетных мест. Племянница поступила на платное отделение. Ее родители заплатят 240 тысяч тенге в год, за 3 года – 720 тысяч. Но такая цена будет по карману не каждой семье.

Только по программам ФИИР надо подготовить 106 тысяч новых специалистов. Где их взять? Надо обучать народ. Причем бесплатно!