Негодующие от вопиющей несправедливости родители алматинских призывников обратились в редакцию медиа-портала Caravan.kz. Суть негодования родителей связана с тем, что их детям отказали в проведении практического экзамена на получение водительских прав. Причем безосновательно, без объяснения причин и, судя по всему, неправомерно.
Тридцать молодых людей, будучи призывниками, с 15 февраля по 15 мая текущего года проходили обучение по специальности «водитель подкатегории транспортных средств категории «ВС» и подкатегории «С1» в Алматинском филиале РГКП «Военно-техническая школа министерства обороны Республики Казахстан» (ВТШ). В настоящее же время молодые люди проходят срочную службу в рядах Вооруженных сил РК.
Во время набора на обучение в местных органах военного управления говорилось, что в армии дефицит водителей, поэтому государство выделило средства на обучение. Ребятам было обещано следующее:
1. Трехмесячный срок обучения входит в срок службы в рядах ВС РК3B.
2. Курсанту присваивается воинское звание.
3. Гарантированно выдается водительское удостоверение.
Но на деле все произошло с точностью наоборот.
«Мы, конечно, теперь понимаем, что все эти заявления работников МОВУ были сделаны с одной лишь целью - «выполнить план по набору в ВТШ», но уверены, что права наших детей были грубо нарушены. Как уже указывалось, в настоящее время они проходят срочную службу - отдают свой священный долг Родине - и по этой причине не могут сами отстаивать свои права», - говорится в обращении родителей.
В чем состоит нарушение прав? Так, согласно п. 3 ст. 74 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК «О дорожном движении»:
К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий "В", «С», а также подкатегории «С1» допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку водителей транспортных средств по направлениям местных органов военного управления, без стажа работы водителем и стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1».
«Наши дети прошли соответствующую подготовку, успешно сдали внутренний экзамен в учебной организации, обратились в уполномоченный орган для сдачи экзамена на получение водительского удостоверения, приложив все необходимые в этом случае документы, однако в допуске к сдаче практического этапа экзамена в спецавтоЦОНе города Алматы на автомобиле категории «С» уполномоченным органом им было отказано без объяснения причин!» - продолжают родители ребят.
По их же словам, работники спецавтоЦОНа пояснили, что при первичной выдаче водительского удостоверения получение категории «ВС» невозможно.
«Ни для кого не секрет, что сдача экзамена – это стресс для любого человека. Когда наших детей отстранили от сдачи экзамена на КамАЗе, этот стресс усилился в разы, что в конечном итоге отрицательно сказалось на итоге сдачи экзамена. Более того, в течение трех месяцев курсантов готовили к эказменам, и подавляющее количество занятий по практическому вождению проводилось на КамАЗах! Получается, наши дети зря потратили свое время на обучение и пребывание в ВТШ в течение трех месяцев? Зря потрачены государственные средства, выделенные на оплату обучения?» - сетуют родители.
Руководство ВТШ в свою очередь прокомментировало ситуацию следующим образом:
«Мы учебная организация. Наша задача - провести подготовку по утвержденной программе, принять экзамен и в случае его успешной сдачи выдать курсанту свидетельство об окончании курсов подготовки установленного образца. Выдачей водительских удостоверений занимается комитет административной полиции МВД РК», - отметили в военно-технической школе г. Алматы.
Здесь же стоит выделить некую прецедентность ситуации: аналогичная подготовка проводилась и в других филиалах ВТШ, расположенных во всех регионах страны, и нигде таких проблем не возникало. Курсанты других филиалов благополучно сдали экзамены и получили водительские удостоверения категории «В, С, С1».
«Выходит, что законодательство Республики Казахстан на территорию Алматы не распространяется? Или у нас в городе «немного» другие законы? Мы понимаем, что выдать человеку водительское удостоверение возможно только при успешной сдаче экзамена, но хотим знать, на каком основании нашим детям отказали в их законном праве? Чем наши дети хуже детей, проживающих в других регионах нашей страны?» - вопрошают родители.
Для более широкого освещения данной проблемы наш корреспондент также взял комментарий у юридического консультанта Алматинского филиала РГКП «Военно-техническая школа министерства обороны Республики Казахстан» Ильяма Абдуллаева.
- Водительское удостоверение у нас в Казахстане выдается после успешной сдачи двух этапов экзамена – теоретического и практического, - отметил господин Абдуллаев. - Практический экзамен должен был проходить на машине «КамАЗ», чего, к сожалению, не произошло: ребятам отказали в допуске к сдаче экзамена по категории «С». При этом большая часть успешно сдала теоретическую часть. К практической они готовились, можно сказать, безвылазно, на протяжении двух с половиной месяцев.
- С какой формулировкой комитет административной полиции отказал в выдаче водительских удостоверений? Ведь, насколько мы поняли, ВТШ со своей стороны выполнила все свои обязательства.
- Абсолютно никакого ответа от комитета административной полиции не было. Они просто отказали, и на этом все. Мы с директором Алматинского филиала ВТШ выезжали на встречу с главой управления КАП ДВД Алматы. Он в свою очередь пояснил, что не может допустить к сдаче экзамена категории «С», так сказать, без сигнала сверху. По этому поводу его якобы в известность никто не ставил.
В этой ситуации ВТШ выступает, грубо говоря, в роли автошколы. Мы должны дать ребятам необходимые знания в объеме, который предусмотрен правилами для водителей транспортных средств, что мы со своей стороны и сделали. И в конце, по сдаче внутреннего экзамена, если они успешно его сдают, мы выдаем свидетельство об окончании учебного заведения. С этим свидетельством они идут в ЦОН, где далее проходят необходимые процедуры.
Мы свои обязательства выполнили. Из 30 человек с первого раза сдал 21 – это, я думаю, хороший показатель. Я больше чем уверен, что, если бы ребятам дали второй шанс (как и предусмотрено законом), то 8-9 человек точно бы сдали. Но так получилось, что, во-первых, КАП не допустил их к сдаче, а во-вторых, военные структуры тут же после экзаменов забрали их в армию. Иначе говоря, ребят просто-напросто лишили всех шансов.
- Почему, на ваш взгляд, история приобрела подобное развитие?
- Точный ответ я вам дать не могу. То ли это несогласованность ведомств – МВД и минобороны – между собой, то ли эти моменты трактуются неправильно уже на местах. Мне сложно судить, я не совсем компетентен давать оценку именно этой ситуации, но мы со своей стороны сделали все. Директор Алматинского филиала ВТШ болел за ребят душой. Когда им отказали в экзамене, руководство военной школы тут же отправилось в ДВД. Разговор состоялся, но ни к чему, увы, не провел. Мы поставили в известность головной офис в столице, но, по большому счету, мы оказались бессильны как филиал. Наш генеральный директор отправлял соответствующие запросы и в МВД, и в ЦОНы. На какой стадии это находится, пока нам не известно. И как решится вопрос в обозримом будущем – я не знаю. На данный момент все ребята проходят срочную службу: кто-то в Жамбылской области, кто-то в Капшагае. Если командиры воинских частей пойдут на встречу и разрешат ребятам отлучиться и все-таки сдать экзамен, то тогда, думаю, этот вопрос разрешится.
Обидно за ребят. Экзамен – это всегда стресс, а тут им предъявляют, что, мол, вы не будете сдавать.
Есть закон о дорожном движении. У него есть пункт 3 статьи 74, согласно которому:
К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий «В», «С», а также подкатегории «С1» допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку водителей транспортных средств по направлениям местных органов военного управления, без стажа работы водителем и стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1».
Понимаете, именно по нашим ребятам в законе есть отдельный пункт.
Военные силы испытывают дефицит водителей, поэтому государством выделены деньги на подготовку ребят, чтобы они в войска шли с водительскими удостоверениями соответствующей категории. И чтобы обеспечить Вооруженные силы, в законе предусмотрели конкретный пункт. Но на деле в нашем городе этот пункт почему-то не работает. Нас никто не слышит.
Государство выделило деньги, на каждого воспитанника выделяется определенная сумма: на проживание, питание, обмундирование, прачечные и банные услуги, ГСМ, амортизацию транспортных средств, оплату преподавателям и инструкторам. Деньги на самом деле немаленькие. Получается, государственные деньги ушли впустую, и государства не получило специалистов, которых должно было получить.
- О чем, по-вашему, говорит вся эта история? О произволе, который творится в определенных структурах, о безответственности отдельных лиц и руководителей, о неподобающем отношении к молодым людям либо о чем-то еще?
- По чьей-то прихоти ли это было – я затрудняюсь ответить. Произвол – это слишком громко сказано. Скорее некая некомпетентность, боязнь взять на себя ответственность. Но факт в том, что закон есть, но работать согласно нему компетентные органы у нас не хотят.
В чем выход? Я не знаю. Если управление административной полиции Алматы пойдет навстречу и скажет: пусть ребята приезжают, мы готовы со своей стороны сделать все без вопросов. Нам за ребят обидно. Они старались, все без исключения. Я готов за каждого поручиться. Были ребята, которые практически не владели русским языком, и они сдали. И это при том, что пособие по сдаче экзаменов на государственном языке приобрести невозможно, его просто нет в продаже. Я шляпу снимаю перед ними. Ребята реально пахали и готовились к экзаменам. Такое отношение я считаю, как минимум, несправедливым, и праведный гнев родителей я абсолютно понимаю.
Не исключаю, что в этом отношении военкомат мог как-то недоработать. Но, опять же, это исключительно мое предположение. Может быть, им нужно было согласовать это с управлением административной полиции. Мы отправляли уведомление, приложили все необходимые документы по каждому воспитаннику. Они со стопроцентной вероятностью знали, что эти ребята здесь именно по управлению местных органов военного управления. Почему они их не допустили – надо им этот вопрос задать.
Это же, в конце концов, влияет на обороноспособность страны. Мы знаем, что просто так государство не выделило бы средства. Значит, потребность в водителях в Вооруженных силах нашей страны действительно есть, - резюмировал Абдуллаев.
В заключение отметим, что родители призывников надеются, что в сложившейся ситуации удастся разобраться и молодым людям дадут возможность сдать практический экзамен. Ведь, получив водительское удостоверение, их дети могут принести больше пользы обществу в целом и армии в частности.
Стоит также отметить, что в Департаменте полиции города Алматы данную ситуацию прокомментировали следующим образом:
"Департамент полиции города Алматы информирует, что с 2019 года прием практических и теоретических экзаменов осуществляет государственная корпорация "НАО Правительство для граждан".
Уже два года эта функция в юрисдикцию полиции не входит.
Трудности, связанные с получением прав курсантами ВТШ, связаны с организацией данной работы ‘’НАО Правительство для граждан’’.
В случае сдачи предусмотренных экзаменов, а также после проведения проверки кандидата по имеющимся учётам, органы внутренних дел, без каких-либо ограничений, окажут государственную услугу", - отметили в пресс-службе Департамента полиции города.