Так что совершенно предсказуемая остановка на плановый ремонт Павлодарского нефтехимического завода 25 июня спровоцировала дефицит ГСМ на внутреннем рынке.
В ближайшем будущем потребление ГСМ будет только расти На начало 2007 года в стране было зарегистрировано 2,5 миллиона легковых автомобилей. Сегодня – более 3,5 миллиона. И темпы автомобилизации растут.
Проблему дефицита ГСМ можно было бы решить несколькими путями. Самый простой – увеличить импорт. Но в этом случае цены на топливо будут зависеть от цен в стране-экспортере.
Можно построить новый НПЗ – но рынок производства ГСМ монополизировала нацкомпания “КазМунайГаз”, которая считает расходы на строительство неразумными. Она избрала третий путь – модернизация существующих НПЗ и увеличение глубины переработки нефти. Однако программы модернизации регулярно откладываются. Четвертый путь – строительство сети малых НПЗ. Но здесь возникает проблема дефицита сырья. Нефть для внутреннего рынка заранее резервируется, так как налоги делают экспорт нефти более выгодным бизнесом, чем поставка на НПЗ.
Получается, дефицит горючего в стране в ближайшее время неизбежен. Если, конечно, не найдется волшебный пятый вариант решения этой задачи.
ПНХЗ 1 250 тысяч тонн
ШНОС 900 тысяч тонн
АНПЗ 550 тысяч тонн
Импорт 1 000 тысяч тонн
Итого 3 700 тысяч тонн
Данные оценочные. Получены от Агентства РК по статистике и из данных НПЗ