Психоаналитик Эдуард ШВАРЦ считает, что у счастья есть определенная химическая формула.
– Почему человек бывает несчастен в настоящем и счастлив в прошлом?
– Это свойство человеческой психики. Мы не помним плохого, а хорошее – запоминаем. Такой хитрый защитный механизм. Он заставляет нас стремиться повторить те состояния, когда нам было хорошо. Так что на самом деле счастье может быть и в настоящем, и очень часто человек может прямо сейчас о себе сказать, что счастлив.
– Все-таки это состояние или процесс?
– Скорее процесс. Я бы даже сказал, что это реакция: когда в голове выстраиваются определенные компоненты в определенном порядке. Как только все совпадает, наступает чувство счастья. Съел конфетку, глюкоза встроилась в ту самую цепочку, реакция завершилась, в результате – нужное ощущение. Вот люди полные, но не озабоченные своей полнотой, не стремящиеся от нее избавиться, часто счастливы. Потому что они едят сколько угодно сладкого, получают от этого удовольствие. В отличие от тех, кто в угоду стройности отказывает себе в этом.
– А как же классическое “Счастье – это когда тебя понимают”?
– И где тут противоречие? Понимание – это тоже процесс. Как правило, о счастье говорят, когда речь идет о взаимоотношениях с другими или с самим собой. Можно испытывать счастье и от того, что кто-то разделяет ваши взгляды, от того, что вы обрели единомышленников, друзей.
Психолог Оксана АЛМАЗОВА утверждает, что счастье – это результат труда над собой.
– Можно ли дать определение счастью?
– Если брать историческое определение, то оно имущественное: счастье – часть. Счастливым считался человек, который обладал частью общего имущества. Возможно, сейчас наиболее подходящим можно считать слово “сопричастность”. Счастье – это сопричастность жизни, ощущение себя в потоке: ты – нужен, ты – не лишний. То есть слово “часть” присутствует. Интересно об этом писал Эрих Фромм: что счастье и любовь – это характеристика личности, работа над собой. Если человек получает жизненный опыт, обретает способность понимать других, творить, – к нему приходит счастье. Мы постоянно “вписываемся” в жизнь, чтобы стать частью чего-то важного для нас. Если человек выпадает из этого потока, отстает от него – он чувствует себя обделенным, несчастным. Бывает, что, наоборот, человек опережает свое время – и это некомфортное чувство. Многие гении и художники бывают несчастными именно потому, что они не могут стать частью общества, в котором живут.
– Можно ли как-то продлевать и вызывать это состояние?
– Счастье может быть фоном вашей жизни, постоянным – в отличие от эйфории, яркой вспышки. Это, скорее, результат чего-то долгосрочного: работы, создания отношений. Часто человек говорит о том, что был счастлив когда-то, но тогда даже не подозревал об этом. Очень интересно, что у многих счастье ассоциируется с детством, хотя дети себя особенно счастливыми не ощущают, понимание этого приходит потом, с возрастом…
– Насколько важно испытывать это ощущение?
– Думаю, так же обязательно, как дышать. Однако постоянно испытывать счастье невозможно. У нас в организме идут какие-то реакции, но надо менять состояние: как сон и бодрствование, работу и отдых. Чтобы определить вкус, надо его с чем-то сравнивать. Так же и с чувствами – необходимо пережить усталость, огорчение, разочарование – и ощутить контраст, разницу с ощущением радости и счастья. Гери Чепмен, автор “Пяти языков любви”, сказал, что если бы люди были постоянно влюблены, человечество бы вымерло. Ведь влюбленным так хорошо, что ничего делать не хочется! Страны, слабые индустриально, проповедуют состояние покоя, и часто именно поэтому не стремятся к прогрессу. Есть даже такая притча о том, как европеец увидел где-то в какой-то стране туземца, который лежал под кокосом, и говорит ему: “Что же ты лежишь, ты же можешь пойти и продать эти кокосы!”. “Зачем?” – спрашивает туземец. “Потом наймешь людей, которые будут собирать кокосы, станешь богатым, будешь кокосовым королем!” – “А зачем?” – спрашивает туземец. “Кайфовать!” – говорит европеец. “А я сейчас что делаю?”. Точно так же люди, которые постоянно счастливы, перестают это ценить и не тренируют свою жизнеспособность.
Психолог Валерий БОЧКАРЕВ уверен: нельзя быть недостаточно счастливым, ведь это абсолютная величина.
– Насколько часто обращаются люди, считающие себя несчастными? Что они имеют в виду?
– Что такое счастье – вопрос вечный как мир. Я думаю, сколько людей мы об этом спросим, столько разных ответов и получим. Чаще всего ко мне обращаются люди, которые считают себя недостаточно счастливыми. Приходится им объяснять, что в психологии такого понятия нет. Человек может быть либо счастлив, либо несчастлив.
И когда людей лишаешь этого среднего состояния – “полунесчастного”, они начинают задумываться, к кому же им примкнуть – признать себя абсолютно несчастным или неимоверно счастливым? Обычно приходит понимание не сразу, конечно, что счастье – это моменты.
– Что это значит?
– Ну, например, человек был голодным – и насытился. Или любимый ответил взаимностью. Таких моментов много: испытал оргазм, увидел улыбку своего ребенка, получил давно желаемую вещь – вот в эти моменты мы испытываем счастье. Но это краткосрочные моменты, они проходят, и мы не становимся несчастными, просто ждем следующего такого события. Нас обидели, сообщили плохую новость, бросили, не оценили наш хороший поступок – и мы чувствуем себя несчастными, но ведь не ждем при этом, когда же мы вновь будем несчастны? Уверен, что нет.
– Можно ли научиться контролировать это состояние и что это даст?
– Когда нам приходится ежедневно бороться со стрессами, вызванными темпом жизни, мы меньше обращаем внимания на красоту, не даем себе возможности расслабиться и просто получить удовольствие. Хочу посоветовать обращать внимание на приятные мелочи жизни. И помнить, что природой в нас заложено стремление быть счастливыми, а не несчастными. Запомните: время, когда вы думаете, что вы несчастны, это просто ожидание счастья. Не пропустите его!
Последние исследования подтвердили: люди действительно счастливы в процессе шопинга.
Покупки, о которых давно мечталось, способны вызвать эйфорию. Только вот радость эта – кратковременна. Все дело в том, что многие переоценивают влияние будущего события или переживания на их жизнь и счастье в долгосрочной перспективе. Исследования установили, что это в равной степени касается и автомобилей, и бытовой техники, и различных других вещей, и животных, которых люди берут в дом, и путешествий, в которые они отправляются.
Ученые считают, что шопинг имеет терапевтический эффект, но причину грусти не устраняет. Исследователи отметили и еще один важный эффект: шопинг-терапия вызывает привыкание. Психологи объясняют это специальным термином: hedonic treadmill, “беговая дорожка счастья”. Как только человек достигает одной потребительской цели, как перед ним тут же встает новая. Так что обладание новой вещью не делает нас счастливее, хотя ее потеря легко может сделать несчастным.
Острая пища вызовет эйфорию, шоколад поднимет настроение, а соленые чипсы помогают укрепить родственные чувства! Нейробиологи подтвердили: пища, особенно жирная, острая или сладкая, запускает в мозге те же процессы, что наркотики или оргазм.
Оказывается, за ощущение удовольствия, полученного от разных процессов, в организме человека ответственны одни и те же вещества – нейромедиаторы, передающие импульсы между нервными клетками мозга и создающие те или иные эмоции. Самые известные из этих веществ – серотонин и дофамин: первый оказывает умиротворяющий эффект, второй вызывает эмоциональный подъем. Стимулировать их выработку проще простого: дофамин синтезируется из протеиновой пищи, такой как мясо, сыр или молоко, а серотонин – из продуктов, богатых углеводами, прежде всего злаковых и сахара.
Но существуют и другие нейромедиаторы. Организм человека способен производить эндорфины и эндоканнабиноиды – вещества, действующие подобно наркотикам. Они вырабатываются в разные моменты: так, например, эндорфины появляются как реакция на боль, физическую нагрузку, смех, влюбленность или шоколадку. Впрочем, ученые не советуют увлекаться “естественным наркотиком” – привыкание он вызывает почти столь же сильное, как и его химический аналог, и вот уже человеку нужно больше шоколадок.
Кроме того, не стоит рассматривать наслаждение пищей как замену прочим радостям жизни: по мнению специалистов, лакомства вполне способны поднять настроение или развеять легкую депрессию, но для полноценного ощущения счастья необходимо нечто большее. К слову, аналогичного эффекта можно добиться, занимаясь благотворительностью, получая новые знания или медитируя.