"Даже французы не позволяют себе такие затраты" - что о казахстанских свадьбах думают за рубежом

На эти вопросы попытались ответить ученые, посвятившие свои труды теме свадеб и тоев, в ходе публичной лекции в Институте Сорбонна-Казахстан, передает корреспондент медиа-портала Сaravan.kz.

Всевозможные досвадебные, свадебные и послесвадебные обряды в Центральной Азии настолько важны, что им было посвящено целое научное исследование, инициатором которого выступили французские ученые из Центра по изучению России, Кавказа, Центральной Европы и Центральной Азии. Для участия в проекте были приглашены представители различных аналитических институтов.

Тема исследования настолько понравилась научным работникам, что они сразу откликнулись на предложение французских коллег. Участники проекта посещали тои, проводили опросы среди гостей и брачующихся, изучали рестораны, свадебные платья и подарки молодоженам.

«Эта тема касается всех жителей Центральной Азии. В Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане вопрос, касающийся торжеств и ритуальных мероприятий, очень актуален. На все эти обряды тратится очень много ресурсов, как денежных, так и социальных. Этот проект мы придумали несколько лет назад, официально начали над ним работать до появления ковида, затем заморозили. Главная цель этого проекта – изучение вопроса, как эти расходы и ресурсы влияют на укрепление родственных связей и порождают социальное неравенство», - объяснила Изабелль Охайон, представительница Центра по изучению России, Кавказа, Центральной Европы и Центральной Азии.

В своем выступлении она отметила, что в странах ЦА расходы на свадьбу в десятки раз больше среднемесячных заработных плат. Даже французы не позволяют себе таких затрат, как казахстанцы.

При этом у представителей казахстанской молодежи, как показали результаты опроса, отношение к пышным празднествам неоднозначное.

«Мы попали в ковид. Я, как человек, мало связанный с Центральной Азией, оказалась в тяжелом положении, выехать нельзя, а время идет, - рассказала Светлана Барсукова, профессор кафедры экономической социологии факультета социальных наук Московского государственного университета. -  Обратилась в отдел по работе с иностранными студентами в своем университете, мне дали контакты учащихся. Я написала каждому студенту письмо о том, что собираю информацию о тоях, свадьбах и других ритуалах. И удивилась их желанию обсудить эту тему. Мы, социологи, вообще-то привыкли бегать за респондентами, но тут они сами проявили активность».

В итоге было проведено 23 интервью с девушками и парнями в возрасте от 18 до 22 лет, почти половина участников опроса была из Казахстана. На момент проведения исследования некоторые молодые люди имели партнеров, с которыми надеялись создать семью, одна девушка непосредственно готовилась к свадьбе. По словам Светланы Барсуковой, студенты четко делились на три группы. Первые - традиционалисты, говорили, что не мной заведена традиция и не мне ее нарушать. В их интервью присутствовала эмоциональная восторженность при описании свадьбы: «Вы бы знали, как это вкусно, красиво, щедро!».

Вторая категория – свадебные конформисты, они позволяют себе критические замечания, говорят, что это странно в наше время, но готовы подчиниться традициям, чтобы избежать конфликтов. Даже был такой комментарий: «Сказать моей маме, что я не хочу свадьбу играть, это все равно что признаться ей в убийстве человека».

Третья группа – радикальные критики. Они используют слова «меня это бесит», «какая глупость». Все студенты этой категории считают, что на свадьбах чрезмерное количество гостей. При этом невеста и жених мало кого знают.

«Молодежь относится к свадьбе, как к собственному празднику, а не к событию рода. Когда затрагивается тема финансовых затрат, они говорят, что на эти деньги можно 10 лет жить или потратить их на образование, путешествие, развитие», - отметила профессор кафедры экономической социологии.

По мнению студентов, свадьба перестала окупаться не только с точки зрения денежных затрат, но и укрепления связей. Допустим, молодые в дальнейшем собираются жить в Мадриде, и чем им помогут люди, которые были на свадьбе?

Роль невесты тоже вызывает вопросы. Девушки говорят, что очень много телесных практик, которые подчеркивают гендерную дискриминацию. Это поклоны, постоянные переодевания, молчание. Юношей, кстати, это абсолютно устраивало.

И последнее – подарки гостям. У студентов постоянно возникал вопрос: чей это праздник? Почему одаривают других людей? Высказывались иногда настолько жёстко, что, когда исследователь включала в статьи цитатный материал, ее просили смягчить комментарии или убрать.

Престиж – важнее денег

Впрочем, есть и другие мнения. Например, этнолог, эксперт Технического комитета в области охраны нематериального культурного наследия Сабира Кульсариева считает, что свадьба - это не вопрос расходования денег.

«Любой той проводится для поддержания престижа семьи. Поэтому каждая семья будет надрываться, чтобы произвести впечатление и даже превзойти ожидания», - уверяет она.

Что касается Казахстана, то он состоит из регионов, которые довольно сильно отличаются друг от друга. Они различаются ментально и экономически. Алматы – это мегаполис, где сосредоточены мигранты со всего Казахстана, здесь к торжествам и обычаям несколько иной подход, чем, к примеру, в южных регионах. В Шымкенте свадьба на 500 человек гостей считается скромной. Поэтому тойханы больше и расходов больше, но и отдача ощутимее, потому как на юге понятие «конверт» - это больше о взаимопомощи. Свадьбы и подобного рода мероприятия – это всегда система взаимовыручки.

Взгляд со стороны

Французские ученые, напротив, считают, что свадебные обряды в ЦА уже утратили свое первоначальное значение. По мнению научного сотрудника центра Э. Дюркгейма Каролины Дюфи, использование банковских кредитов сделало людей менее зависимыми от родственников.  Это значит, что солидарность и взаимопомощь снижается, теряется смысл свадьбы и других ритуалов. 

К тому же, осознавая, какие расходы потребуются, пары просто не хотят официально расписываться.  В ходе лекции Жульен Торез, географ Национального центра научных исследований (CNRS), продемонстрировал карту, на которой обозначено количество браков, зарегистрированных из расчета на 1000 человек в различных регионах, по данным 2019 года. И, по сравнению с Узбекистаном, мы выглядим довольно бледно.

В 2019 году «соседи» зарегистрировали более 500 тыс. браков.  Можно сказать, что размер расходов на свадьбы – около 3 % от ВВП Узбекистана.

Заглянем на той к соседям

 В Узбекистане и Таджикистане обряды и свадьбы уже давно пытаются обуздать государственными нормами. К примеру, в Таджикистане с 2007 года выпущен строгий свод правил, описывающий все детали церемоний: не больше 200 приглашенных, за невестой только на 4 автомобилях, не более двух горячих блюд, продолжения торжеств не более 3 часов. На каждом мероприятии присутствуют незваные гости - члены выездных комиссий. Они пристально следят за соблюдением новых правил, в случае нарушения - штраф.

«Чтобы в Таджикистане сыграть свадьбу, нужно подать заявление в комиссию, согласовать все пункты, вплоть до того, какого барана можно подавать на стол, какого нельзя. В городе Душанбе висят баннеры, где расписано, какая должна быть одежда у женщин до замужества, после замужества, каким должен быть платок. Судя по информации на баннерах, мужчинам галстук необходим, в домашних условиях можно без галстука. Если люди с этим не соглашаются, то их могут даже посадить в тюрьму, в Таджикистане это рассматривается как содействие терроризму», - рассказала социолог, директор научно-исследовательского центра «ШАРК» Саодат Олимова.

С сентября 2019 года в Узбекистане действует Положение о порядке проведения свадебных торжеств. В семейных торжествах могут принимать участие до 200 человек, а в угощении пловом, связанным с этими мероприятиями, - до 300. Приглашать на семейное мероприятие можно не более двух исполнителей или музыкальных групп. С артистами (певец, музыкант, ведущий и другие), участвующими в семейных мероприятиях, также должны заключаться договоры. Документом запрещается проявление излишества и расточительства в ходе проведения семейных мероприятий.

«За два года мы изучили тойханы Наманганской области, проанализировали услуги по организации торжеств. Нам даже пришлось изучать свадебные платья, где и как они производятся. Помимо полевых исследований искали информацию в архивах. Регулирование свадебных расходов было и ранее. В архивных документах есть информация, что в 70-х годах проводили специальное заседание представителей обкома и руководства области, и была создана бригада, которая изучала свадебные затраты. На основе этого исследования были выдвинуты рекомендации, сколько приглашать гостей, на какой бюджет рассчитывать. Сколько платьев нужно невесте, сколько подарков дарить. Это дало нам стартовую ситуацию», - поделился Шавкат Рахматуллаев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан.

Следует отметить, что в 1974 году доллар стоил 73 копейки, то есть затраты на свадьбу были порядка 4 тыс долларов. С того времени расходы на торжество выросли в 3-4 раза. Исследователь отметил, что сейчас в качестве главного атрибута дарообмена на узбекской свадьбе стала мебель.

Нодира Азимова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан:

«Есть нуклеарные семьи (когда одна семья живет в одном доме) и расширенные семьи (это когда несколько семей живут в одном доме со своими детьми). В Узбекистане процесс нуклеариазации усилился в 2000-х годах. Этому способствовали две вещи – миграция и строительство в сельской местности жилья, так называемых образцовых домов, которые можно взять в кредит. Стоимость домов была невысокая, и семьи могли вскладчину их купить, чтобы кого-то отселить. Думаю, лет через 10 будут в основном нуклеарные семьи.  Молодая семья, выделяясь, получает новые условия жизни. У них есть спальня, ванная, холодильник, телевизор. И мамы, складывая приданое для дочери, думают об улучшении их жилищных условий. Отношение к ритуальной экономике стало другим. Семья уже не хочет такого количества расходов и ритуалов.  Некоторые ритуалы утратили свое значение. Например, приглашение на утренний плов. Этот обряд рассматривался как цементирование общинных связей. К тому же это усиливало обязательства (я ходил, и он должен ко мне прийти), так сказать, обратное спасибо. Сейчас это не так актуально. Если говорить про свадьбу, то на всех ее этапах происходит дарообмен: на столах со стороны невесты лежат подарочки гостям. Это могут быть как конфеты, так и кольца с жемчугами. Но приоритеты меняются, особенно это касается мигрантов. В первую очередь их волнует жилье, во вторую - образование детям».

Нужно ли в Казахстане вводить свадебные лимиты?

Побывав на многочисленных тоях и съев не один тюрбе бешбармака, французские исследователи пришли к выводу, что в Казахстане использовать опыт Узбекистана и Таджикистана не получится. Люди все равно найдут способ, как обойти закон. Проблему может решить только ужесточение условий выдачи кредитов на торжества

«Дело в том, что в Узбекистане и Таджикистане привыкли к урегулированию государством очень личных вопросов. Это имело место и при Союзе. Для них это не противоречит функционированию общества и экономики. Здесь в Казахстане в течение 20 лет проходила либерализация. Этот либеральный взгляд на личную жизнь доминирует в обществе, и казахстанцы не готовы к этому регулированию. Понятно, что расходы на свадьбу вызывают высокую формальную задолженность. Но здесь сама экономическая система должна быть урегулирована. Казахстанская экономика слишком либеральная, взять кредит очень легко. Поэтому нужно начинать с банков. Люди опираются на то, что возможно. Если дверь открыта, то пожалуйста», - резюмировала Изабелль Охайон.