Об этом сообщил корреспондент агентства КазТАГ.
«Сегодня действительно волнующий исторический день для нашей страны. Это первый такой объект в истории Казахстана, и он будет записан в анналы нашей истории», - сказал глава государства на открытии метрополитена в Алматы в четверг.
Он отметил, что даже в условия кризиса финансирование строительства метро не останавливалось.
«Волновались метростроевцы, простаивали, тяжело нам всем было, но я ни на секунду не останавливал. Потому что это не только удобство, когда мы будем перевозить в сутки 300 тысяч человек, за год 110 миллионов человек, это экологически чисто», - отметил Н.Назарбаев.
«300 маршрутных автобусов сокращаем. Выхлопов меньше будет, воздух будет очищен. Но это даже не главное. Главное, приобретается новая современная культура транспорта. Поэтому, во-первых, я просто прошу всех, и даю указания – беречь метро всем алматинцам, не загрязнять его. Сохранить таким красивым для нас и для наших поколений. Это большое событие огромного значения», - добавил президент.
Напомним, строительство алматинского метро началось осенью 1988 года под руководством отраслевых министерств СССР и финансировалось за счет средств республиканского бюджета. Распад СССР затормозил строительство метро. В 2005 году президент РК Нурсултан Назарбаев утвердил «Программу развития города Алматы до 2010 года», в рамках которой строительство метро оказалось в списке приоритетных инвестиционных проектов. С этого момента возобновилось финансирование строительства метро, и менее чем за 7 лет было выполнено около 70% всех строительно-монтажных работ.
Проект первой очереди первой линии включает электродепо, инженерный корпус, здание эксплуатационного персонала и 7 станций - «Райымбек батыр», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Драмтеатр им. Мухтара Ауэзова», «Алатау».
Обслуживать пассажиров метрополитена первой линии будут 24 эскалатора на 6-ти станциях и 7 современных составов электропоездов корпорации Hyundai по 4 вагона в каждом. Вместительность составов – 940 человек. На первом этапе будут работать 3 состава, резервные составы будут вводиться в действие по мере необходимости с увеличением пассажиропотоков. Как сообщили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, по предварительным расчетам, пассажиропоток поездов составит порядка 26 тыс. человек в день.
Оплачивать проезд горожане будут с помощью жетонов для одноразовых поездок или смарт-карт для многократных поездок с возможностью пополнения баланса. Стоимость проезда - Т80.
Строительство второй очереди первой линии метрополитена в западном направлении начато в марте текущего года, которая будет состоять из 5-ти станций: «Сайран», «Москва», «Сары-Арка», «Достык», «Калкаман». Уже пройдено более 350 м перегонного тоннеля, ведутся работы по подготовке к строительству 2-х станций - «Сайран» и «Москва», первого пускового комплекса второй очереди метрополитена.