Кожа – тот универсальный материал, который всегда ко двору безотносительно моды и времени.
А в руках мастера из Усть-Каменогорска Натальи КУЗЬМИНОЙ кожаное изделие становится еще и изделием ювелирным.
Мастерская Натальи – небольшая комната с двумя столами и парой шкафчиков, заставленных образцами, моделями, эскизами, инструментами, журналами. Атмосфера – скорее, деловая, даже деятельная. Заглядывают люди, спрашивают, консультируются, уточняют, снова переспрашивают, рассматривают, примеряют. Как в такой движухе удается найти время и место для творчества?
Наш вопрос в свою очередь немало удивляет Наталью: уж если тебе дано, будешь мастерить, творить, а обстановка вокруг – дело десятое.
Когда я стану кошкой
– Я начала шить в перестроечные годы, когда ничего не было, – рассказала мастер. – Надо было как-то одеваться, покупала желтые наволочки, потому что они не раскупались – в советское время все пользовались белым постельным бельем. Или брала зеленые майки пятьдесят последнего размера, они тоже лежали. И шила. Когда появилась одежда из джинсы, я делала из косухи и старых штанов короткую куртку, жилетку и сумку. Все спрашивали: “Где взяла?”. Про Интернет и речи не было, информации нигде никакой, всему училась сама. Кожу надо разгладить – беру утюг и глажу: ну сожгу, так сожгу. Ремни понемногу научилась делать.
Однажды у Натальи началась история с браслетами. Началась чисто по-женски – с романтичной сказки про девочку, которой подарили записную книжку плюс украшение, и когда девочка надевала браслет, все ее желания, записанные в книжку, сбывались. Потом на глаза попался детский рассказ про кошку с древним египетским браслетом на лапке – благодаря ему все видели в кошке раскрасавицу. А потом на сайте научного журнала Наташа вычитала о первых оберегах – костяных или каменных кольцах, датированных эпохой каменного века. О древнеримских обручах со вставками из магических камней и заговоренных золотых “запястьях” викингов. Об осыпанных бирюзой азиатских серебряных браслетах-амулетах и медальонах с “секретами” времен тургеневских барышень…
– Любая женщина, стоит ей надеть браслет, преображается, – высказывает убеждение мастер.
И попробуйте с этим не согласиться, – очерченное запястье, гибкая линия руки, тонкие пальцы… Может, не так уж ошибались старые шаманы, когда говорили, что каждая женщина хоть раз ночью оборачивается кошкой?
– Первый браслет я сделала для себя, и таким, как его чувствовала, – рассказала Наталья. – Чтобы был праздничным и одновременно вписывался в деловой стиль, подходил бы к вечернему платью и встрече с бизнес-партнерами. Я много думала над идеей. Металл холодный, зимой не хочется носить. А кожа теплая, не вызывает раздражения. Сначала просто делала наброски, искала варианты. Потом стала раскладывать, как выкройку, на бумаге. Мне хотелось плотности и в то же время мягкости. Решение вроде нашлось, но чего-то все равно не хватало. Однажды среди витрин увидела вывеску “Кристаллы Сваровски”, и все – идея вызрела. В жизни всегда так – если по-настоящему чего-то ищешь, идут подсказки.
Для браслета на край света
По-кошачьи нежный браслет со стразами-глазками понравился не только самой Наталье. Тут же по заказам пришлось делать целые коллекции. Для осени – под названием “Кракелюр”, с палитрой густых шафрановых тонов старого леса. Для зимы – в холодной гамме, с узорами-снежинками. К Наурызу – как весеннее колдовское вино, зеленое в золотом…
– Первый раз, когда мы выставили браслеты в торговом центре, все просто молча разглядывали, – рассказала мастер. – Прежде здесь такого не видели, мы же сделали то, что шло из сердца, ни у кого идеи не крали. И ко всему, в Усть-Каменогорске не привыкли, что изделия действительно могут быть из натуральной кожи. Каждому объясняли, что сами выбирали материал, сами везли его из Европы, что все выполнено вручную. Женщины выбирали наши браслеты как ювелирные украшения. Наденут, окинут взглядом, посмотрят на себя в зеркало со стороны, уточнят, как носится, как подогнать по руке, попросят показать варианты подешевле, сравнят, подумают.
Круг клиентов понемногу расширяется. По словам Натальи, молодые люди часто заказывают холдеры и портмоне, девушки – сумки и браслеты. На 8 Марта спросом пользовались кожаные брошки и открытки с декором из кожи и стразов. Если кто не верил, что украшение из натурального материала, предлагали поднести к носу. Запах настоящей кожи ни с чем не спутаешь.
– Мужчины стараются работать с толстой, грубой кожей, а женщины выбирают мягкое, нежное направление, – замечает Наталья. – Будет мужчина сидеть с пинцетиком и прицеливаться, как вставить кристалл размером с крупинку?
Ручная работа
Изделия от Кузьминой стоят недешево по той простой причине, что это ручная работа, то есть творческая, кропотливая. Наталья, например, свои идеи сначала набрасывает на бумаге, потом отдает для компьютерного эскиза, дальше – выкройка на бумаге, снова коррекция эскиза под каждый страз и узор, подбор подклада вплоть до миллиметровой толщины... Материал, фурнитура, нитки, краски, лаки – все из-за границы, потому что своего в стране не производят.
– Если мы делаем лазерную резку, кожа будто в саже, – приоткрыла тонкости Наталья. – Мы заказываем специальные очистители и несколько дней с утра до ночи щеточками и палочками отмываем каждый кусочек, каждую выемку. Потом сушим, склеиваем, снова чистим, подкрашиваем. Когда все готово, вставляем стразы – пинцетиком, строго по рисунку. Это отдельная история, у каждого цвета масса оттенков, и чтобы красные стразы сочетались, например, с зеленым браслетом, нужен строго определенный тон. И так с каждым изделием – сидишь и подбираешь, аккуратными движениями, пинцетиком.
Некоторые покупатели, по словам мастера, отказываются верить, что это хендмейд. Так и говорят: сделайте так, чтобы была топорная форма, грубая строчка, открытые края с заусенцами. На браслеты с ручной росписью сначала смотрели, как на полоски из кожзама.
– К началу весны мы специально сделали тумары, – рассказала мастер. – Выполнили в виде кулона в казахском национальном стиле. Иностранцы хорошо разбирали на сувениры, а местные смотрели, признавались, что красивые, но… не те. Оказалось, в настоящих тумарах должен быть кармашек для молитвы, чтобы носить на груди. И мы поняли: впереди еще большой путь. Для правильного тумара, к примеру, нужно сходить в мечеть, поговорить с муллой, изучить историю орнамента, традиции.