– Он перевозил нефть или керосин – тогда между ними больших различий не было. В 1911 году танкер был переделан в баржу. Просто демонтировали части машин – сняли лопатки с колес, ведь это же, по сути, пароход – у него не винтовые колеса, а лопатки. Их сняли, чтобы они не мешали тянуть баржу на буксире. Здесь, вблизи Мангышлака, этому кораблю в качестве танкера делать было нечего, поэтому, скорее всего, его, как и многие другие пароходы, использовали во время Гражданской войны для военных целей. То есть на них устанавливали сухопутную артиллерию и использовали как средство поддержки войск, – рассказывает Олег МОРОЗОВ, директор дайвинг-центра “SSI Актау”.
Когда судно затонуло, неизвестно. Но ориентировочно в 20-е годы прошлого века, во время Гражданской войны.
– Наверное, его использовали в военных целях, ведь известно, что у берегов полуострова тогда шли ожесточенные бои с английским флотом. И вполне возможно, что корабль был брошен, а затем затонул. Но я предполагаю, что он просто стоял на якоре в районе Баку и был сорван, а штормом его прибило к нашим берегам, – отмечает дайвер.
В 2002 году судно исследовали дайверы. Оно расположено примерно в 500 метрах от берега.
Затопленное примерно в 20 км от Актау судно – один из двух первых в мире металлических нефтеналивных танкеров
– Мы сделали фотографии, замерили длину и ширину – они соответствуют данным, которые есть в архиве, составили представление, как выглядел корпус. Хорошо сохранились механизмы паровой машины. Это огромные шатуны, как в современном двигателе внутреннего сгорания, только они в тысячу раз больше. Их не демонтировали, когда переделывали танкер в баржу, потому что, вероятнее всего, в этом не было смысла, ведь на тот момент судно уже лет 30 было в активной эксплуатации – машина морально и физически устарела. Какие-то части сняли, какие-то оставили – они не мешали, и смысла убирать их не было. Примечательно, что машинное отделение у этого корабля располагалось в корме, бортовые колеса также размещались в кормовой части, что было очень нехарактерным для колесных пароходов того времени, – говорит Олег Морозов.
Почти 100 лет корабль пролежал на дне Каспия – все внутренние помещения уже давно разрушены, здесь остались лишь части механизмов, носовая часть и корма.
Актауские дайверы настаивают – судно несет в себе историческую ценность и имеет уникальную конструкцию, поэтому его необходимо признать объектом историко-культурного наследия. Акимат же считает иначе. На прошлой неделе местные власти начали активную работу по очистке прибрежной территории. Сейчас демонтируют старый пирс. Он действительно представляет опасность – пирс стоит еще с советских времен, все его конструкции давно проржавели. Но заодно почему-то решили поднять со дна морского и корабль, который расположен в районе крупного отеля.
– Я понять не могу, кому он там помешал? Он находится в зоне, не подходящей для судоходства и купания, соответственно, не представляет никакой опасности для пляжного отдыха и для кораблей. У меня предположение есть, что это заказ отеля. Здесь еще в прошлом году собирались обозначать фарватер для подхода маломерных судов к причалу. Там достаточно сложное место для судоходства, даже для маломерного, учитывая еще и тот факт, что Каспий сильно мелеет. А этот пароход как раз и лежит в этом фарватере, то есть он им мешает. Но это же не проблема – ведь фарватер необязательно должен быть прямой, его ведь можно сместить на пару градусов, и суда будут проходить мимо. Мы сами там ныряем, возим туда людей, ведь там достаточно мелко – максимальная глубина до 3,5 метра. А значит, можно нырять как начинающим дайверам, так и опытным, как с ластами и маской, так и со снаряжением, – добавляет руководитель дайвинг-центра. Корабли лежат разбиты: какую тайну скрывает кораблекрушение на "Чертовом пальце"
Дайверы говорят – во всем мире подобные дайв-рэки создаются намеренно – специально затапливают воздушную и морскую технику для показа туристам. А здесь уже есть готовый объект, у которого своя легенда и история. И таких мест в казахстанском секторе Каспия совсем немного.
– Они есть, но такие места достаточно сложные в плане дайвинга, глубина там от 35 метров и выше. А значит, там можно нырять только людям с сертификатами. Одно из таких мест – это затонувшая в 1983 году буровая платформа “60 лет Азербайджану”. Это довольно далеко от Актау и также далеко от берега – около 12 миль, то есть она находится на границе территориальных вод. Это сложный район, минимальная глубина там 26 метров, превышающая глубину в 18 метров, разрешенную начинающим дайверам. Поэтому этот затопленный корабль – идеальное место для дайверов – недалеко от города и от берега, и глубина небольшая, – рассказывает Олег Морозов.
Любителей понырять поддерживают и экологи. Они утверждают, что бывший танкер не представляет опасности для моря, и, более того, он уже давно стал домом для морских обитателей.
Лет десять назад в 250 метрах от берега в районе одного из городских пляжей затопили несколько рифболов в виде различных фигур
– Дно Каспия – это чаще всего плита или песок, поэтому вся жизнь там, где есть скалы или камни. А такие объекты, как этот корабль, достаточно быстро обрастают моллюсками, водорослями и служат домом для обитателей моря: раков, креветок, рыб. Это не тот случай, когда можно говорить о том, что наносится вред экологии, а совсем наоборот, – утверждает руководитель НПУ “Эко Мангистау” Кирилл ОСИН.
К слову, в Актау уже есть опыт по созданию искусственных рифов. Лет 10 назад в 250 метрах от берега в районе одного из городских пляжей затопили несколько рифболов в виде различных фигур, сделанных из щебня, песка и цемента. Их установили на глубине 8 метров.
– Эти “домики” буквально в течение года заселили тысячи морских обитателей. Такие рифболы увеличивают биоразнообразие морского дна, и оно оживает буквально на глазах, – говорит эколог.
Дайверы уже написали письмо акиму Мангистауской области с просьбой оставить в покое затонувший корабль и признать его историко-культурным объектом. Если ответ их не устроит, то дайверы намерены обратиться в министерство культуры и спорта РК.
АКТАУ