В этой челобитной уж в который раз говорится о невыносимом оброке, которым обложены предприниматели.
По мнению директора департамента Серика Туржанова, их и впрямь можно сегодня назвать крепостными, работающими на банки. Процентные ставки чуть ли не в три раза выше, чем в других странах.
Бизнесмен вынужден отдавать до 65 процентов прибыли - на погашение кредита и выплату всевозможных налогов. При таких условиях говорить о развитии дела и вложении средств в производство просто смешно. Сегодня в секторе малого бизнеса южной столицы заняты около 165 тысяч человек, и, по наблюдениям многих из них, мечтать о благоприятном климате уже не приходится.
Как известно, правительство должно было по поручению президента страны, данному на республиканском форуме предпринимателей в сентябре прошлого года, к началу нынешнего представить проекты законов и изменения в уже существующие касательно малого и среднего предпринимательства. После контрольного срока минуло пять с половиной месяцев, а правительственных движений в этом направлении не замечено.
Вообще у нас по части пресловутой поддержки малого бизнеса дальше слов пока как-то не идет. Причем, на первый взгляд, проблему решить довольно просто: нужно лишь внимательно послушать, как заметил президент страны, тех, кто работает. Действительно, кто как не "малые" и "средние" бизнесмены давно познали на своей шкуре все несовершенство отечественного законодательства и произвол чиновников. Все те предложения, с которыми они периодически обращаются к правительству, выстраданы до мельчайших нюансов на практике. К примеру, непростые отношения с таможней. По мнению алматинских предпринимателей, законодательство в сфере таможенной политики абсолютно оторвано от реальности и словно специально создано, чтобы удобнее было вставлять палки в колеса. Таможенные процедуры должны быть упрощены до предела, ведь сегодня только суперзакаленный патриот, располагающий к тому же немалой суммой на "представительские расходы", в состоянии одолеть все препоны.
Мы с возмущением говорим о засилье импортных продуктов и товаров и в то же время вяжем собственного производителя по рукам и ногам. Никто никогда не подсчитает, сколько потенциально полезных отечеству фирм бесславно спеклись, не выдержав схватки с системой. Ставки таможенных пошлин на сырье для производства какой-либо актуальной продукции доходят до 25 процентов. А на такую же продукцию - но готовую, иноземную - на 10-15 процентов ниже. Отсюда простой вывод: перепродажей заниматься выгоднее, и государство все делает для того, чтобы такое положение сохранялось. В Алматы на сегодня зарегистрировано 38745 предприятий малого бизнеса, из них реально работают лишь 25747, беспрецедентное для мирового опыта количество которых и занимается примитивной торговлей - 52 процента. И только около 10 процентов осмелились налаживать в стране промышленное производство. Если дело так пойдет и дальше, то очень скоро мы при безудержном размножении торговых центров и рынков и анабиозе фабрик и заводов будем вынуждены полностью отдаться китайско-турецкой монополии и покупать "не наше" все - от гвоздика до валенок. Некоторые максималисты, которым особенно обидно за державу, считают, что необходимо вовсе отменить таможенный оброк на ввоз сырья и оборудования, естественно, ценного для развития экономики. Хотя бы на какое-то время, чтобы дать "малому" отдышаться и встать на дрожащие ножки.
Не секрет, что многие предприятия не выдержали налогового и кредитного прессинга. Пресловутая программа кредитования их банками на деле оборачивается непосильным ярмом. Производственникам постоянно необходимы свободные средства для закупки сырья, иначе процесс остановится и о прибыли можно будет забыть. Пользуясь безвыходным положением, банки заламывают до 20 процентов годовых. Ставка, по сути лишающая предприятие не только возможности развиваться, но и более-менее держаться на плаву. По расчетам экономистов, она не должна превышать 12 процентов, только в этом случае можно говорить о жизнеспособности и перспективах какого-либо объекта малого бизнеса.
Даже недолгий опыт многих из них доказал: отечественная продукция может не только составить конкуренцию импортной, но и превзойти ее по качеству. Вспыхивали отдельные названия, радуя сердце потребителя, и очень быстро угасали. Кстати, чтобы пробиться на заваленном суррогатами пространстве, бизнесмену необходимо изрядно потратиться еще и на "раскрутку" своей продукции - таковы законы рынка. Но это относительные мелочи по сравнению, скажем, с социальными налогами. Сегодня работодатель отдает 21 процент прибыли на туманную "социалку" и справедливо считает эти деньги потерянными навсегда и как бы в никуда. Логичнее было бы, по мнению представителей независимой ассоциации предпринимателей, существенно снизить размер и этого, и подоходного налогов. Тогда отпадет необходимость "химичить" с отчетами, ведомостями, зарплатой черным налом. Отчасти решится и проблема безработицы, ведь сейчас просто невыгодно создавать новые рабочие места - задавит непомерный социальный налог. Численность работников - еще одна бюрократическая закавыка.
Кто-то когда-то установил планку в 50 человек. А если на благо производства трудятся сверх формальной кадровой нормы, налоги возрастают в разорительной прогрессии. Так возникает та самая тень. Малый бизнес, по словам президента НАП Талгата Акуова, сегодня способен обеспечить 70 процентов бюджета. Эти деньги крутятся нелегально, не показываются в обороте. Причем многие предприниматели устали от этой игры в жмурки и хотели бы работать открыто, цивилизованно, платить налоги в разумных пределах и не платить мзды на каждом шагу.
У нас есть закон "О государственной поддержке малого предпринимательства", которого некоторые чиновники просто не знают. Есть всевозможные союзы и общества. В конце прошлого года правительством РК было принято постановление о создании акционерного общества "Казахстанское контрактное агентство", призванного еще более усилить оную поддержку отечественных производителей: к примеру, обеспечивать их госзаказом. Боюсь, этот пункт останется практически невыполнимым: по данным фонда "Транспаренси Казахстан", распределение пирога с лакомым названием госзаказ занимает второе место по степени коррумпированности ответственных лиц после системы госзакупок.
Не так давно появился и очередной фонд поддержки малого бизнеса, на сей раз с участием иностранцев - под эгидой так называемой Хьюстонской инициативы. Но кредиты он, скорее всего, будет выделять не новичкам, а тем, кто уже имеет достаточно устойчивое положение и намерен расширять производство. И на том спасибо. В родном бюджете-2003 на помощь многострадальному малому бизнесу заложено всего-навсего 160 миллионов тенге. Видимо, по аналогии со словом "малый", хотя именно его 418 тысяч хозяйствующих в республике субъектов за 9 месяцев выплатили в государственную казну более 52 миллиардов тенге.
Предприниматели подсчитали: в республике действует 56 органов госконтроля и надзора в сфере предпринимательства. И хотя проверочная деятельность приостановлена до октября нынешнего года, многие бизнесмены отнюдь не в восторге от моратория. Этим, уверены они, коррупцию не изжить: протомившись девять месяцев на голодном пайке, вымогатели оттянутся осенью. Поборы, изнурительные отчеты, тиски налогов и штрафов, похоже, останутся характерными признаками нашего бизнеса надолго - здесь нужны не разовые эксперименты, а целенаправленная тактика.
Пока государственным людям выгодно чинить препятствия малому бизнесу и драть с него за каждый шаг, продвигаться он будет медленно и мучительно. То и дело уходя в приветливую тень, где не нужно платить такую неподъемную дань.