Как известно, власти намерены внести изменения в жилищное законодательство, после прошедших выборов был кинут клич по стране, мол, предлагайте, как наладить жизнь собственников жилья, и мы все сделаем. Ну и пошло-поехало. Голос собственников хоть и стал звучать громче, их начали приглашать на общественные слушания и брать на карандаш пожелания, но особо выделились две структуры: акционерное общество “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства” (АО “КазЦентр ЖКХ”) и общественные организации, созданные председателями КСК для защиты своих интересов в госорганах и судах. Подробно о негативных для собственников инициативах реформаторов из акционерного общества мы писали в материале “Гидра о семи головах” (“Караван”, № 42 от 28 октября 2016 г.) Примечательно, что после выхода материала эти новости исчезли с их сайта, а старый домен удален. Вы же можете ознакомиться со статьей на нашем сайте caravan.kz.
Всего всем не хватит
В частности, ребята из АО предложили забрать деньги собственников, отчисляемые на капитальный ремонт, в некий “общак” – специальный фонд, руководство которого будет определять, какой дом в какой срок нужно ремонтировать, в каком объеме и за сколько денег. То есть деньги были наши, а стали… сами понимаете чьи. Мы взяли на себя смелость предположить, что рулить в этом фонде намерены сами инициаторы, потому как деньги из государственной казны на проведение капремонтов по программе модернизации жилья как раз идут через них. К слову, тогда же мы напомнили властям предержащим, что собственники ждут от властей не отъема денег на капремонт, а снижения тарифа. Сейчас он запредельно высок (более 44 тенге за квадратный метр) не только для глубинки, но и для обеих столиц.
Куш, за который сейчас идет байга, не шуточный, как может кому-то показаться. Судите сами, по официальным данным, в Алматы зарегистрировано 21 миллион 800 тысяч квадратных метров жилья. Умножим обе цифры и получаем 959 миллионов 200 тысяч тенге ежемесячных поступлений. Подчеркну – порядка 1 миллиарда тенге в месяц только по одному Алматы будет поступать в какой-то фонд!
Естественно, что желающих прикоснуться к таким деньгам огромное множество, вот и общественники подключились к борьбе за них. Хотя они и предлагают уменьшить ежемесячный сбор в несколько раз – до пяти тенге за квадратный метр, мол, и так будет с головкой, но видят при этом в управляющих фондом себя. Для собственников же оба варианта не сулят ничего хорошего – какая разница, кто сядет в кресло управляющего, при любых раскладах они теряют власть над своими деньгами, на их отчисления будут ремонтироваться чужие дома за тридевять земель, а свои крыши ждать очереди, которую определяет кто-то там в фонде.
Теперь о том, что могут сделать собственники в такой ситуации. Во-первых, никто не мешает запустить собранные средства в дело и начать работы, не дожидаясь, когда грянут реформы. Во-вторых, региональные отделения партии “Нур Отан”, местные акиматы и депутаты парламента ждут реакции из народа на эти инициативы, и собственники могут направить туда письма со своей позицией по данным вопросам. Согласитесь, у властей должна быть полная и реалистичная картинка на мир ЖКХ, чтобы принять взвешенное решение, а без обратной связи это невозможно.
А не будут платить…
Общественники же от управдомов выдвинули и эксклюзивные реформы жилищного законодательства. Всем известно, что самая главная проблема контроля за деятельностью председателей КСК и управляющих компаний – сложности, а порою и невозможность проверить, куда расходуются деньги собственников. В том числе нами предлагалось государству помочь владельцам жилья в этом вопросе и финансировать проведение аудитов, наделив данной функцией жилищные инспекции, либо предусмотреть размещение государственного заказа в аудиторских компаниях (читайте на сайте caravan.kz статью “Дорогой” Нур Отан!”). В изложении общественников эта инициатива уже звучит иначе: “Организовать в Алматы общественную аудиторскую службу (ОАС)… Содержать эту службу можно за счет обязательных платежей собственников МЖД по 30–40 тенге с квартиры, введенных в единый платежный документ коммунальных услуг” (МЖД – многоквартирный жилой дом. – Прим. авт.). Возглавить данный процесс берется сама общественная организация, которая была создана, напомню, председателями КСК. Иначе говоря, проверять деятельность председателей КСК будут... сами председатели КСК через свою ручную организацию, которой собственники должны будут эти проверки (аудит) оплачивать. Лихо, согласитесь.
Ну а несогласных просят не беспокоиться. Вот как предлагают якобы защитники интересов собственников квартир поступать с теми, кто не согласен с решениями руководителей КСК и не доверяют им: “Собственники квартир, помещений, имеющие неоправданную задолженность по РСЖ более 3 месяцев (РСЖ – расходы на содержание жилья. – Прим. авт.), права голоса на общем собрании и письменном опросе собственников не имеют, органами управления кондоминиума (КСК) не обслуживаются, их жалобы по вопросам жилищной сферы государственными органами не рассматриваются”. Во как! И “государственными органами не рассматриваются”. Эка махнули правозащитники от управдомов – на минуточку все вышеперечисленное является нарушением конституционных прав, да и дискриминация граждан Казахстана у нас запрещена главным законом страны (Конституция РК, ст. 12, 14 и 18). Если же учесть, что в соответствии с Законом “О жилищных отношениях” все эти управдомы в указанные ими сроки имеют право через суд взыскать эти самые задолженности в упрощенном порядке, то очень смахивает данное предложение на желание расправиться с неугодными и заткнуть всем недовольным рты. Ай-яй-яй, как нехорошо! И такое предлагать внести в закон депутатам…
И буквально два слова – о еще одном неуемном желании денег любыми путями. Хотя мы уже писали об этом, но для тех, кто впервые читает наш раздел, скажем, что общественники в том числе предлагают ввести индексацию платежей собственниками на расходы по содержанию общего имущества в соответствии с уровнем инфляции (подробно об этой и других инициативах неореформаторов читайте в статье “Мы будем жить по-новому. Скоро” (“Караван”, № 38 от 30.09.2016 г. либо на нашем сайте. – Прим. авт.). Объясняют реформаторы свою инициативу преоригинальным образом: “Без периодического повышения размера РСЖ не обойтись, кооперативам не выжить! Малозначительное отклонение от регламента установления нового его размера порождает жалобы жителей и серьезнейшую социальную напряженность в кооперативе”. То есть социальную напряженность и поток жалоб из масштабов кооператива они решили перенести на всю страну… тут уже не давить – не прибавить.
Алматы