Дай, друг, на лапу мне

– Мы строим заводы, а железная дорога нам не дает вагоны. Так, если ранее в Берчогуре работали 1–2 завода, то сегодня их 7–8. В день им требуется 800–1000 вагонов, но их никто не дает. Каждый вынужден бежать и разводить за деньги, – говорит директор местного филиала объединения юридических лиц “Атамекен” Аскар Садыков. – Я знаю предпринимателей, которые продают 50-тонный кран стоимостью 280 тысяч долларов. Потому что им не дают ездить по этим дорогам. Чтобы попасть в Иргиз и сделать один подъем, надо заплатить транспортной инспекции 1 миллион 200 тысяч тенге.

По его словам, с этим сталкиваются все, кто связан с транспортными перевозками. “Мобильные группы”, стоящие на всех выездах из Актобе и утрясающие проблемы, тоже не тайна.

– Коррупция каждого из нас бьет по карману, мы ежедневно с этим сталкиваемся, – продолжает наш собеседник. – Нельзя сказать, что во всех госорганах работают одни мздоимцы, но мы ничем не защищены.

 На это главный финансовый полицейский области Кайрат Бижанов отвечает так:

– Многие предприниматели молчат о своих проблемах, не предают огласке факты. Мы боремся, но один, как говорится, в поле не воин. Это уже система. Есть отрасли, связанные с получением разрешений, лицензий. Чиновник, который встречает вас, намеренно тянет время, создает всевозможные препоны, зная, что без этой справки вы ничего не сделаете. Предприятие останавливается, сроки горят, делать нечего – приходится договариваться.

Замначальника  департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Серик Жумабисов сообщил, что 7 лет получил специалист межрегиональной транспортной инспекции “Батыс” по Западно-Казахстанской и Актюбинской областям Сергазин. За перевес и другие нарушения он “просил” с каждой машины пять тысяч тенге. А ведь ежедневно через пост транспортного контроля проходит не одна – сто машин. На взятках попались и двое ветеринарных инспекторов, “трудившихся в поте лица” на рынках города. “Работали” по прейскуранту. За допуск баранчика на прилавок брали до тысячи тенге, за корову или бычка полагалось 2 тысячи, за лошадь – 3–4 тысячи.

Одной из коррумпированных по-прежнему остается сфера госзакупок. В черном списке – руководители различного ранга, в их числе – 3 акима, 12 начальников госучреждений…

– Многие нам говорят, что с них требуют 10, 20 процентов отката за выигрыш в тендере, – отметил Серик Жумабисов. – Задержан сотрудник финконтроля, получивший 8 тысяч долларов за непризнание предпринимателя недобросовестным поставщиком. На 11 лет осужден начальник Тобыл-Торгайского департамента экологии Акылбек Дадин, вымогавший с ТОО три миллиона тенге.

Подвергаются вымогательству и те, кто перевозит опасные грузы. Не так давно были задержаны двое сотрудников службы ЧС. У них никто без штампика не проезжал – машина грузоподъемностью до 10 тонн платила 10 тысяч, свыше десяти тонн – до 30 тысяч тенге.

Начальник отдела земельных отношений Шалкарского района за 100 тысяч тенге обещал решить вопрос о выделении участка под бизнес. А аким Карачайского сельского округа должен был подсобить с выделением плантации под посадку овощных культур. Более того, он еще рекомендовал отблагодарить и начальника отдела земельных отношений района.

До сих пор не поставлена точка в деле инспектора финконтроля области, обвиняемого в получении 350 тысяч тенге от санитарных врачей за нарушения, выявленные при проверке. Условным сроком отделалась специалист налогового управления Актобе Назарова. За 50 тысяч тенге она бралась освободить от сдачи налоговой декларации и оплаты штрафа за отсутствие налоговой отчетности. Последнее громкое дело – задержание начальника отдела департамента по исполнению судебных актов Сырбаевой. За вознаграждение 2 тысячи долларов она обещала помочь снять арест и выдать машину со штрафной стоянки.

Актобе

Автор: Дария АСКАР