Да это ж доцент!

А в нашей стране бакалавров приходилось встречать? (пожимают плечами, отрицательно машут репой).
А магистры казахстанские - кто они? (все весьма туманно говорят о средних веках, Гарри Поттере и передаче "Что, Где, Когда?").
Действительно, вот вопрос для телезнатоков: кто и зачем решил ввести в нашей республике нынешнюю систему высшего образования, и что предполагалось получить в результате?
Наверное, мыслились стройные ряды высокообразованных молодых профессионалов, которые с такой отдачей, с таким умением начнут работать во всех сферах производства и в науке, что страна и сама не заметит, как окажется в числе мировых гигантов.
И свершилось! Количество бакалавров, выпущенных в минувшем учебном году в свет для осуществления качественной революции, превысило бакалаврский показатель предыдущего года в 1,6 раза!
Но что-то я, рядовой член нашего общества, не ощущаю на себе плодов их в высшей степени загадочной деятельности. Впрочем, может быть, я чересчур придирчив, и просто прошло мало времени с момента присвоения им этого звучного статуса? Ведь, как известно, при умственной, так сказать, теоретической работе результата можно добиваться (и так и не добиться) годами.
Ладно, если нам так нужны бакалавры и магистры (этих тоже стало больше на 10 процентов), пусть будут. Но почему никого не волнует, что резко уменьшается число молодых людей, желающих получить высшее специальное образование?
По сравнению с прошлым годом таких студентов обучается в отечественных вузах меньше почти на треть (29,7 процента). Меж тем рынку труда остро не хватает сегодня инженеров-экономистов, инженеров производства, прорабов с высшим образованием. Завтра, по прогнозам экспертов, проблема станет неразрешимой. Нет инженеров, хоть плачь. Придется, пробираясь сквозь толпы бакалавров и магистров, приглашать специалистов из-за границы и платить им хорошие деньги.
Трудно ожидать от юношей и девушек эталонного патриотизма и самоотверженной сознательности. И это естественно. Кто из нас в двадцать лет не бил баклуши, мечтая о внезапном наследстве от заморского дедушки-на- киселе или о миллионере-женихе? Валяли дурака, но, между прочим, в стройотряд и на картошку ехали и три последипломных года на производстве отрабатывали четко.
Потому что взрослые дяди следили за этим. И профили институтов были сбалансированы. Даже представить себе никто не мог такого фантастического количества юристов на душу населения при полном отсутствии специалистов сельского хозяйства.
К слову, встречаясь в январе нынешнего года с новым кабинетом министров, президент Нурсултан Назарбаев говорил о переизбытке вузов в стране и о полной профанации ученых степеней и национальной науки.
Получается, что мы имеем две разные планеты, существующие автономно друг от друга - планета Образование и планета Производство.
Заманить молодого и амбициозного крутым словом "магистр" несложно. Родители заплатят за обучение, которое построено на механическом впихивании в мозги огромного количества информации, далеко не всегда необходимой.
А вот что будет делать "магистр" в дальнейшей самостоятельной жизни - ни руководство вузов, ни министерство образования ни в малейшей степени не волнует.
Получается, что мы сами себе врем. С одной стороны все красиво: шапочки с кисточками, мантии, загадочные названия… С другой - работать реально некому. И почему-то вспоминается сцена из фильма, где Крамаров рассказывает, что у него "друг был - тоже ученый - червонец нарисует, не отличишь от настоящего", а Василий Алибабаевич говорит, что Доцент бы любого заставил белье стирать…