Цыплят по осени

Об этом мы беседовали с нашим экспертом – президентом Ассоциации таможенных брокеров Геннадием ШЕСТАКОВЫМ.

Геннадий Шестаков сразу отметил: в странах – участницах Таможенного союза с наступлением нового года практически ничего не изменилось. Результаты такого объединения появятся лишь осенью.

– Те предприниматели, у кого была возможность, создали товарный запас, чтобы определиться с ценовой политикой. Так сказать, засундучились. Именно поэтому таможня, которая за 10 месяцев 2009 года не могла выполнить план, лишь за последние два месяца – ноябрь и декабрь – перевыполнила его. Про запас завозились продовольствие, электробытовая техника, другие товары. Кроме того, некоторые предприниматели, например автомобилисты, смогли подать предварительные декларации, по которым смогут в ближайшее время еще завозить автомобили по старым пошлинам. Но этого запаса хватит лишь до осени, а потом необходимо будет ввозить товар из третьих стран уже по новым пошлинам. С учетом того, что таможенные пошлины в целом увеличатся в три раза, надо ожидать, что все эти накладные расходы могут отразиться повышением цен на 5–10 процентов.

Не стоит забывать и о том, что, глядя на соседа-предпринимателя, ввезшего товар из третьей страны и повысившего цену розницы, то же самое, скорее всего, сделает и тот, кто продает исключительно казахстанский, российский или белорусский товар – пусть даже он будет уступать и по качеству, и по потребительскому спросу. Это тенденция рынка! Конечно, правительство на свое усмотрение определило около 500 наименований так называемых чувствительных товаров, по которым введение новых пошлин оговаривается на 5–10 лет, но по сравнению с 14 тысячами других товарных позиций – это мизер.

А в кармане – пусто?

Однако почувствовать все блага (или тяготы) Таможенного союза, повторимся, сейчас вряд ли кто сможет. В стране ощущается денежный голод.

– Сейчас явный спад потребительского спроса на электробытовую технику, да и продуктов не так много покупают – у людей просто не хватает денег на элементарные ежедневные потребности. Это, кстати, может хорошо сказаться на сдерживании цен и снижении инфляции, – продолжает Геннадий Шестаков. – Но осенью, когда все запасы закончатся, люди все равно начнут покупать – уже по новым ценам, вот тогда инфляция может скакнуть!

Несмотря на то что российские и белорусские товары будут идти с условным начислением пошлин и будут дешевле, они не займут всей торговой ниши. На сегодня мы зависим от России лишь на 30 процентов, а торговый оборот с Беларусью совсем незначителен. В то же время у нас всегда было очень много товаров из Евросоюза, Китая, Эмиратов. Россияне наверняка будут вести агрессивную атаку на наш рынок, но насколько быстро потребители изменят своим привычкам…

– Значит, качество жизни казахстанцев ухудшится?

– Безусловно. Цены, как мы уже говорили, вырастут.

– Автолюбители пережи­ва­ют, что машины станут дороже…

– Нас не заставят ездить на российских машинах. Хотя будет весьма существенное повышение цен на автомобили. Идеология автомобильных пошлин такова, что пошлина на новое авто такая же, как на старую машину семи лет от роду. Что новая, что старая будут стоить примерно одинаково. К примеру, пошлина на новую машину из Германии стоимостью

15 000 евро (объем двигателя – 2 литра) составит 4500 евро, а на ту же, 5-летней давности, – 8000 евро. Видимо, резко снизится ввоз подержанных автомобилей. У официальных дилеров появятся хорошие шансы. Но есть ведь и автомобильные стоки Финляндии, Эмиратов. Там, к примеру, машина 2008 года выпуска будет стоить на 20–30 процентов дешевле, чем здесь. Сюда ее привезти, заплатить пошлины будет дешевле. Кстати, в Беларуси в ноябре–декабре вырос импорт автомобилей более чем в 100 раз – россияне вложили деньги с учетом того, что в июле таможенная граница между Россией и Беларусью исчезнет и они спокойно эти машины вкатят и таким образом восполнят голод на подержанные иномарки.

Пошлины – грабительские!

Что касается продуктов питания, то, по словам Геннадия Шестакова, у нас и до введения Таможенного союза была беспошлинная торговля между странами СНГ. А на фоне подросших цен на продукты из третьих стран россияне в благотворительность играть не будут. Единственное, что может произойти, – это увеличение на прилавках ассортимента продуктов российского производства.

– Что будет с китайскими товарами?

– С 1 июля 2010 года будет отменен упрощенный порядок ввоза товаров для наших предпринимателей, потому такой нормы нет в союзном и российском законодательстве. И значит – опять же по российскому примеру – с одного килограмма будет взиматься два евро пошлины. Для сравнения: у нас было 0,6 евро с килограмма, что тоже, в общем-то, не стимулировало легализацию отношений. Именно поэтому у нас большая часть китайских товаров шла контрабандным путем. Поэтому с отменой упрощенки весь челночный бизнес может просто погибнуть, а наше градообразующее предприятие, барахолка, сойти на нет.

С другой стороны, возможно, многие просто легализуются, создадут ТОО и будут проходить общий порядок таможенного оформления. Контрабанда как сдерживающий фактор роста цен исчезнет. Начнется другая – более дорогая жизнь.

Жанар КАНАФИНА