Пройдя путь от учителя средней школы до личности в большой политике, Светлана Ферхо убеждена: управлять страной должны и мужчины, и женщины. Мужская воля и женская гуманность определяют ту философию, которая позволит добиться твердости в реализации поставленных задач не только умом, но и сердцем.
– Как оцениваете процесс интеграции в мировое образовательное пространство? От каких традиций нам нельзя отказываться и что лучшее из европейских нужно взять?
– Вхождение Казахстана в международное образовательное пространство в условиях глобализации – необходимость. Наш диплом должен весить столько же, сколько европейский. Поэтому присоединение к Болонскому процессу, переход на 12-летнее образование, итоговое тестирование – неизбежные процессы. Но отказываться от достижений советской школы нельзя. Она давала фундаментальные знания, кругозор выпускников советской школы был шире, детей учили мыслить и рассуждать. А от Запада нужно взять индивидуальный подход к ребенку. Чему еще стоит поучиться у Запада, так это высокой культуре. Иностранный студент не станет списывать и давать взятки. Но успех перехода зависит от многих причин. Поэтому должен быть системный мониторинг качества обучения и подготовки кадров. И четко надо знать, к чему придем в итоге.
– Какова ваша оценка одного из самых главных новшеств, привнесенных Западом, – Единого национального тестирования?
– В целом я не против ЕНТ. Как форма оценки знаний, особенно точных наук, тестирование приемлемо. Но школа должна формировать главное – умение анализировать, логически мыслить. Необходимо вернуть сочинение, а историю и географию лучше сдавать посредством билетов, традиционно. Эти предметы воспитывают в ребенке чувство гордости за народ, победивший в Анракайской битве, и за страну, выстоявшую в Великой Отечественной войне. Хотя ЕНТ скоро отпразднует свое десятилетие, в тестах есть ошибки и недочеты. Критерии оценки знаний расходятся с ЕНТ, где “удовлетворительно” ставится при выполнении 4–13 заданий, по внешней оценке учебных достижений – 60 процентов, а вот по международным критериям – 75 процентов. Еще пора снять гриф секретности с ЕНТ, не подвергая детей такому стрессу. Почему бы не выложить в Интернет все 500 задач по математике, сто из которых могут встретиться на тестировании. Выучить все ответы невозможно, а кто разбирается в математике, будет более подготовленным.
– Как оцениваете материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение нашего образования?
– Отмечу, что многое достигнуто, особенно в плане материально-технического обеспечения. Это компьютеризация и внедрение Интернета, интерактивные доски, дистанционное образование. Но станете ли вы знаменитым футболистом без тренера, если вам вручат мяч и дадут в распоряжение футбольное поле? Учитель всегда остается ключевым звеном. К сожалению, проблема дефицита и уровня профессионализма выпускаемых кадров сохраняется. Ситуация с учебниками – также проблема. В одном начало Второй мировой войны датируется 1 сентября 1939 года, а в другом – 1 сентября 1941 года. Или Абылай-хан правит то с 1771 года, то с 1781 года. А если обе даты встретились на тестировании? Сейчас появилось много учебно-методической литературы, но какую предпочесть, решает чиновник. А кто спросил учителя? Министерство образования и науки перестало выстраивать диалог с учителями. Ведь вопросов – масса.
– Как решить острейшие проблемы в сфере образования – дефицит и качество кадров?
– Самой престижной профессией в Китае, по данным этого года, стала профессия учителя. В успешно развивающихся странах профессии учителя и врача входят в топ-десятку самых престижных. Есть понимание, что за этой профессией стоит будущее страны. В Казахстане самые престижные – это работа в финансовом и нефтегазовом секторах, то есть выгоднее добывать и продавать. А сеять разумное, доброе, вечное? Преподаватели казахстанских вузов зарабатывают в три раза меньше, чем в ряде стран, а воспитатели детских садов и вовсе 35–40 тысяч тенге. При этом требования – высокие, ответственность – большая. Позитивные сдвиги намечены: вводится оплата труда педагогам по категории, с 1 июля 2015 года будет внедрена новая модель оплаты труда, заработная плата учителей возрастет на 29 процентов. Ведь педагог не только должен владеть глубоким знанием предмета, но и отлично ориентироваться в информационно-коммуникационном пространстве. Особенно сейчас, когда внедряется система обучения e-learning, на уроках применяются широкополосный Интернет, электронные учебники. Многие темы школьной программы выходят за рамки одного предмета, поэтому следует нарабатывать сквозные курсы наук в вузе, в колледже, в школе. Принципиальный момент – подбор кадров. Сплошь и рядом студенты отучиваются на педагогические специальности на бюджетной основе, потом получают второе высшее образование и не идут в педагоги. Поэтому спрос с отучившихся на бюджетной основе должен быть более серьезным.
– Родители и педагоги жалуются, что школьная программа перегружена…
– Образование неизбежно отражает государственную систему, внутри- и внешнеполитические процессы. Факультативные курсы по религиоведению ввели, когда появилась опасность экстремистских тенденций. Безусловно, это нужные предметы. Но тогда придется жертвовать другими науками. По новым стандартам на всемирную историю с 6-го по 9-й класс отведен всего один час! Как объяснить причины, ход и итоги Второй мировой войны за 45 минут? А это важнейшая тема воспитательного характера. Или ввели “Основы правоведения”, а учебников нет. В математике сокращены вариативные и прикладные курсы по естественно-математическому циклу. Проблем действительно много.
Какой телевизионный канал не включи – сплошные шоу-программы. А где познавательные передачи, выступления педагогов-новаторов, которые бы делились своим опытом?! Были клубы “Почемучка”, с экрана показывали консультации для родителей. Воспитание детей должно начинаться с семьи.
– Как оцениваете перевод вузов на автономию и предоставление им академической свободы?
– Перевод на академическую и управленческую автономию – продолжение реформ в свете вывода образования в мировое сообщество. Но необходимы четко отработанная нормативно-правовая база и продуманный государственный контроль за деньгами, которые расходуются на студента, обучающегося как на бюджетной основе, так и на коммерческой.
– Как снизить коррупцию в вузах?
– Коррупция в вузе – это, по сути, “взаимовыгодное” явление для преподавателей и ленивых студентов. Вопрос не только в низких зарплатах, хотя это тоже одна из причин, но и в культуре. В Японии, в США подсказать или списать студент не рискнет, так как это грозит наказанием вплоть до отчисления. В цене – интеллект, главный критерий успешности.
– Как преодолеть парадокс на рынке труда: с одной стороны, предприятия не могут найти работников, с другой – десятки тысяч людей не могут найти работу?
– Парадокс дополняется тем, что среди безработных – люди с высшим образованием. До 2020 года потребность экономики в специалистах технического и профессионального образования составит 70 процентов, в то время как с высшим – 14. Наши вузы взрастили целую армию невостребованных экономистов и юристов. А налицо необходимость в другом образовании, прежде всего – в среднем специальном. Возможно, Национальной палате предпринимателей нужно теснее сотрудничать с колледжами, определять критерии специалиста, труд которого будет востребован. Еще нужно дать студентам шанс: внедрить гибкие планы, предоставить возможность одновременно обучаться по двум и более квалификациям.
– В 2015–2016 годах планируется вводить преподавание истории и географии на казахском языке. Насколько подготовлены учителя и дети к этому нововведению?
– Чтобы усвоить материал, должен быть полный комфорт в языковой среде, чего, к сожалению, пока не наблюдается. Проблема уходит глубже – к изучению государственного языка. Когда учить язык интересно? Когда есть мотивация, интерес, когда, наконец, это задевает за “живое”. Одна из основных, на мой взгляд, проблем – это “заумные” методики преподавания казахского языка. Усвоение материала будет, лишь когда на языке свободно заговорят преподаватели и дети. Полилингвальное образование – необходимое условие для такой многонациональной страны, как наша. Есть мудрая философия казахского народа: “Ұлты жоқтын тілі жоқ” – “Без языка нет нации”. Казахский язык должен быть неотделимым от понятия “родина” для казахстанцев, это ведь и воспитание патриотизма.
– Как, на ваш взгляд, реализуется программа патриотического воспитания?
– Мы привыкли отчитываться так: школы построены, гранты выделены… Но есть вопросы, которые нельзя измерить процентами и баллами. Это духовно-нравственное воспитание. Есть показатель утечки умов: ежегодно страну покидают тысячи умных ребят. Или участие в сирийском конфликте наших соотечественников… Где сейчас воспитание детей как будущих родителей? Где семейные советы? Бесконечный Интернет – это не выход. Воспитывать детей должна не только школа, но и все наше общество.
– Кто и с какими проблемами к вам, как к депутату, обращается чаще?
– Проблемы одни и те же: жилье, социальные гарантии и трудоустройство. Людей пугает отсутствие чувства защищенности перед завтрашним днем, коррупция, невозможность пробиться без протекции.
– Как вы относитесь к идее узаконить многоженство?
– Я против этой идеи, категорически. Одна из основ казахстанского общества – традиционная семья, крепкие семейные узы. Сейчас в Интернете пропагандируются и молча одобряются однополые браки. Какой пример своим детям мы подаем всем этим?
Астана