Цунами для Усть-Каменогорска

История Малоульбинского водохранилища началась со знаменитого ленинского плана ГОЭЛРО, когда на бурной горной речке Западного Алтая поставили самую первую в Казахстане (!) ГЭС – Верхне-Хариузовскую. Следом заработали Быструшинская, Нижне-Хариузовская станции, а в 1937 году ток дала мощная по тем временам Ульбинская ГЭС. Ее турбины вращала шустрая Малая Ульба, перегороженная деревянной плотиной. Почти полвека станция безотказно снабжала электричеством Лениногорск (теперь Риддер), пока не разрушился деривационный трубопровод, собранный тоже из дерева!

Деревянный канал более чем за полвека сильно одряхлел. Каждую зиму в деревянной обшивке приходилось долбить люки, чтобы вычистить шугу – ледяное крошево. И каждое лето стягивали трубу скобами, чтобы не рассохлась на солнце. В 1985 году после очередной аварии решили избавиться от старой станции. Поступил приказ законсервировать Ульбинскую ГЭС.

– Это уникальное сооружение, – с болью рассказал нам Анатолий Белослюдов, опытнейший инженер-гидротехник, эксперт по гидросистемам и безопасности гидротехнических сооружений. – Многокилометровый водовод диаметром 3,25 метра – таких сооружений в мире больше нет! Но в то время царила гигантомания, было даже специальное постановление Совмина, запрещающее строить станции мощностью ниже 100 мегаватт. А тут всего 27 тысяч киловатт…

Катастрофа неминуема?

Приговор, вынесенный Ульбинской ГЭС, ударил и по водохранилищу. Теперь никто без особой нужды лишний раз не заглядывает на озеро. За деревянной плотиной, удерживающей 60 миллионов кубов воды, круглый год следит только сторож. Зимой на озеро попасть можно только на лыжах – 45 километров по снежной тайге. Связь с миром через старенькую рацию. Случись что – предупредить город некому.

– Вода пойдет на Усть-Каменогорск, – говорит Анатолий Викторович, – по трем рекам – Малой Ульбе, Горной Ульбинке и Ульбе. А следом – в Иртыш! Я сделал расчеты по российской методике, и из них следует, что город ждет катастрофа. Усть-Каменогорску грозит трагедия, похожая на пережитую 45 лет назад на озере Иссык. Еще можно вспомнить ЧП 1973 года на Малой Алма-Атинке, когда прорвало моренное озеро емкостью 200 тысяч кубов. За 12 километров мощность потока выросла в десятки раз! Вода смешалась с грязью и камнями и едва не снесла высокогорную плотину. А у нашего города “зонтика” вроде Медеу нет. При прорыве Малоульбинского водохранилища на Усть-Каменогорск рухнет селевая масса в 60 миллионов кубов!

В полушаге от беды

Девять лет назад устькаменогорцы уже были в полушаге от беды. Деревянная плотина частично разрушилась – началась, говоря технически, сквозная водопадная фильтрация. Любой мало-мальски опытный гидротехник, услышав такое, поймет: это предвестник катастрофы.

Для экстренного ремонта было предложено несколько решений. Но “наверху” посовещались и решили, что… дорого. Давайте, мол, просто хорошенько подсыплем. Но и это для власти оказалось чересчур трудным – ограничились только укреплением нижнего бьефа.

По мнению некоторых экспертов, такой ремонт оказал плотине медвежью услугу. Она стала неустойчивой.

В прошлом году в областном акимате решили проведать водохранилище. Примерно с 1 мая озеро начинают наполнять талые воды. Комиссия выехала 27 мая, – аккурат после того, как все разрушения ушли на глубину. Ничего страшного и тем более катастрофичного, как нетрудно догадаться, большинство из проверяющих не увидели.

Нежелание видеть проблему легко объяснимо. Аварийная плотина требует немалых затрат, нужно тащить высоко в горы технику, везти стройматериалы, нанимать рабочих… Гораздо проще подписать акт со спокойными умеренными выводами.

Откуда водица?

Сейчас Малоульбинское водохранилище является главным питьевым источником для Риддера. Вода поступает в озеро из ледниковых источников, а затем в речку Громотуху. Чтобы избавить Риддер от нештатных ситуаций, местные власти решили провести альтернативный водовод из подземного озера. Мол, это одновременно решит и проблему аварийной плотины. Новый источник сделает ненужным Малоульбинское водохранилище, и его опорожнят. Нет озера – нет проблемы. Сдача нового водовода была намечена еще на 2006 год. На дворе уже 2008-й, а стройке не видно конца и края.

Более того, проект перечеркивают элементарные расчеты. Из подземного водовода можно взять только 0,46 куба в секунду, а потребность города – 2 куба. Подземная вода непригодна для ТЭЦ – ее нужно обессоливать. А с Малоульбинского водохранилища идет ультрачистая вода, очищенная гранитами Западного Алтая.

– Плотину все равно придется восстанавливать, – считает инженер Анатолий Белослюдов. – Восточный Казахстан уже пережил трагедию села Рассыпное, тогда прорвало плотину искусственного водоема, и целую улицу просто снесло. Погибли пять человек! Это был маленький водоем, маленькое село и очень небольшой перепад высоты. Малоульбинское озеро в тысячи раз больше…

Представить страшно, что ждет город, если сразу три горные реки обрушат с высоты в полтора километра цунами из 60 миллионов кубов!

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, фото Виктора ВОЛОГОДСКОГО, Восточно-Казахстанская область