Cтакан воды и поколение Z:

Не знаю, поднесли ли ему наследники перед этим стакан воды или стопку виски. Но этот лысый профессор 20 лет назад заявил, что новые поколения будут сильно отличаться от своих родителей по ментальности. А степень доверия к старшим начнет катастрофически падать. Уже и отличается, и падает!

Год не засчитан?

В первые дни ноября в алматинском Клубе института политических решений (КИПР) обсуждали госпрограмму развития продуктивной занятости и массового предпринимательства “Енбекна 2017–2021 годы. Если верить замдиректора департамента стратегического планирования и анализа министерства национальной экономики Асем Мукашевой, то “доля непродуктивно занятого населения снизилась с 10,4 до 9,3 процента... 1,3 миллиона человек трудоустроены. Из них 960 тысяч – на постоянные рабочие места”.

Почему количество безработных, согласно официальной статистике, меньше не стало – тут у г-жи Мукашевой ответа не дождаться? И электронная биржа труда не подтвердит?

Социолог Серик Бейсембаев заметил, что в России есть программа, типа “Енбека”. И хотя она в пять раз дешевле (а наша на два года стоит 187 миллиардов тенге), тоже оказалась провальной. Потому что и у нас, и у соседей “пряников” оказалось меньше, чем ожидалось?

Спустя несколько дней на правительственном часе в мажилисе, посвященном итогам Года молодежи, министр информации и общественного развития Даурен Абаев сказал, что сегодня в стране не работают и не учатся 254 тысячи представителей молодого поколения (всего в стране около 3 миллионов 800 тысяч молодых людей в возрасте 14–29 лет). Но тут же пообещал снизить этот негатив на один процент к 2021 году.

Справка “КАРАВАНА”

52 тысячи из них не работают, потому что занимаются домашним хозяйством, ухаживают за членами семьи. Еще 33 тысячи не работают по состоянию здоровья, многие из них получают пособия по инвалидности.

А дальше Даурен Аскербекович начал удивлять депутатов. Нынешнее поколение Z, родившееся в последние годы прошлого века и в начале нынешнего, заметил он, поменяло мировоззренческие установки. “Для них характерен высокий уровень потребления цифровых услуг. Их отношение к труду, деньгам и досугу значительно отличается от традиционного. Они больше склонны к выполнению работы на дому, для них большое значение имеют миссия и ценности работодателя, они более мобильны и склонны чаще менять место проживания. Зарубежные социологи отмечают, что в абсолютном выражении это бедное поколение, но одно из наиболее благополучных”.

И добавил, что “в сравнении с предыдущими поколениями они не имеют в собственности недвижимости или автомобиля, но при этом могут позволить себе съем комфортных апартаментов, пользуются приложением Uber. К примеру, для передвижения по городу, а вместо откладывания средств на черный день предпочитают путешествовать дикарями по всему миру”. Умные молодые казахстанцы или уезжают за рубеж, или подаются в мошенники. Остальные "пытаются работать" - бизнесвумен

Если это поколение такое благополучное, то, видимо, неслучайно большая часть проектов дорожной карты, написанной специально для Года молодежи, осталась невыполненной? Если они такие самодостаточные, то зачем им “костыли”?

Косвенное доказательство, по словам министра, – количество организационных мероприятий в рамках молодежной политики, а также выпуск печатной продукции сократят в 10 раз. “Показатель охвата специальными мерами молодежной политики будет доведен до четверти от общего числа молодежи. Совокупные расходы на каждого молодого человека, охваченного мерами молодежной политики, будут доведены до 500 тысяч тенге. Кроме того, планируется разработать и внедрить индекс развития молодежи на основе аналогичного международного рейтинга”.

В футболе случается, что гол не засчитывают. У нас – год?

Отцы и беды

Социопсихолог Алтай Абылгазин отчасти согласен с министром Абаевым:

– Во взрослую жизнь вступают те, кто родился в ХХI веке. Их уже треть на планете Земля. Именно они через 15–20 лет начнут изменять мир.

– Ну и как?

– Заметили, как быстро они переключаются с одной темы на другую? Воспринимают информацию небольшими дозами, но постоянно. А та сыплется со всех сторон каждый час! При этом Z-ники как-то умудряются отфильтровывать то, что им нужно здесь и сейчас. И еще они многозадачны: никогда не станут концентрироваться на чем-то одном – пусть это “одно” очень даже полезно. По части прагматизма они переиграют родителей на любом уровне.

– А стакан воды к смертному одру поднесут?

– Хм-м-м… Есть варианты. Или “правильное” завещание, или традиционная любовь к папе-маме. Правила игры стали очень жесткими: выживает сильнейший. Мы вошли в мировой рынок. Соотношение цена-качество на любой товар остается в силе. Сегодня эту формулу можно применить и к отношениям между детьми и родителями. В Казахстане уже были случаи, когда дочки и сыновья судились с папами и мамами.

– Беда?

– Смотря с чем сравнивать. Лет 20–25 назад мы только начали осваивать компьютер. Вчера – пользоваться смартфоном. Эти Z-ники, как сказал один мой коллега, уже родились “с пальцем на кнопке”. Они – это цифровые аборигены. А мы – цифровые мигранты. Поэтому нынешнее молодое поколение в лучшем случае воспринимает взрослых как равных себе. В худшем – как неудачников. Поэтому молодые не боятся разочаровать родителей. Они уверены в себе и знают, что добьются большего. Мы для них – уже не авторитеты.

– Но у нас есть опыт, знания!

– Это для них тоже не лайк. Быстрые навыки приносят больше прибыли. Трудные задания? Для них это квест: подумаем – справимся. Нет – начнем новую игру в другом месте. Карьера для многих – отстой. Живи одним днем! Дети “больших” родителей – исключение. Но не всегда. Молодежь сейчас интересует, как “пожрать и оттянуться”

– Алтай, в самом начале разговора вы сказали, что скоро Z-ники начнут изменять мир.

– Большей части нашей молодежи политика – по барабану. Своеобразные антипротестанты. Их интересуют деньги и собственное благополучие. Да, молодняк ждет каких-то изменений своего экономического положения, но не видит прямой связи между большой политикой и своими зарплатами, карьерными перспективами. Потому что живет одним днем. Все исследования это подтверждают.

– Но уровень жизни в стране снижается.

– А что, в стране голод? Центениалы, воспитанные на компьютерных играх, хотя и умеют работать в коллективе, предпочитают пахать на личный рейтинг. Это как в игре-стрелялке: кто больше убил монстров – тот и чемпион. Переходи на следующий уровень! Родители тут – не союзники. Союзник один – рынок!

– Кэйдж сказал, что мир разрушат…

– Только не надо про Грету Тунберг! У нее и ее сторонников много шансов.

АЛМАТЫ