Cлово и дело. Что в портфеле у министра Досаева?

Самая больная тема казахстанских автолюбителей – перманентный дефицит топлива и соответственно рост цен на него. Как преодолеть дефицит, знает, наверное, уже каждый ребенок – надо строить четвертый НПЗ. Тем более что технологически он будет лучше и дешевле, чем ныне действующие.

– Уже в марте текущего года должен быть внесен доклад главе государства по срокам строительства и размещению четвертого нефтеперерабатывающего завода и атомной электростанции, – говорил Ерболат Досаев на заседании правительства 21 января 2014 года. – До конца года будут внесены предложения по организации производства ядерного топлива для атомных станций. В целях развития “зеленой” экономики к августу текущего года должен быть создан центр изучения и внедрения лучшего опыта по поиску и созданию энергии будущего.

Но в итоге победили нефтяники. В октябре 2014-го заместитель председателя правления АО “КазМунайГаз” Данияр ТИЕСОВ говорил, почему было решено отказаться от проекта, а увеличивать мощность Шымкентского завода. Мол, общий баланс нефтепродуктов в стране – это как средняя температура по больнице, в них наиболее нуждается юг, а площади НПЗ в Шымкенте позволяют увеличить производительность.

Что касается АЭС, то и тут министр обещания не сдержал: правительство до сих пор не может выбрать меж двух площадок – Курчатов или Балхаш.

Еще один прогноз сделал Ерболат Досаев в декабре 2013-го:

– По прогнозу социально-экономического развития Казахстана на 2014–2018 годы численность занятых в 2018 году прогнозируется на уровне 8,8 миллиона человек. В 2013 году – 8,6 миллиона человек. Среднемесячная номинальная заработная плата – 151,9 тысячи тенге. В 2013 году – 105,9 тысячи тенге.

Предполагалось, что этот прогноз покажет, насколько поднимется уровень благосостояния казахстанцев. Но в феврале 2014-го, спустя пару месяцев после выступления министра, Нацбанк провел девальвацию, обесценив тенге на 20 процентов. Сегодня, в феврале 2015 года, снова заговорили о девальвации в связи с падением курса рубля. Пойдет на это Нацбанк или нет – пока неясно, но понятно, что те 150 тысяч, которые нам обещали, будут совсем другими по ценности, чем даже сегодня.

Главным стратегическим документом, по которому придется жить стране ближайшие 5 лет, является Общенациональный план. Его подготовило Министерство экономики.

– Проект Общенационального плана нацелен на реализацию новой экономической политики и состоит из 25 мероприятий по следующим направлениям. Первое – разработка решений по выделению из Национального фонда второго транша в размере 500 миллиардов тенге, а также 3 миллиардов долларов ежегодно на 2015–2017 годы, – говорил Ерболат Досаев во время представления документа.

По словам министра, при подготовке документа проведена “ревизия 46 государственных и отраслевых программ”. В приоритетном порядке будут финансироваться такие программы, как ГПФИИР, “Агробизнес-2020”, “Доступное жилье-2020”, “Модернизация ЖКХ”, “Ақ бұлақ”, “Развитие моногородов”, “Развитие регионов”, “Дорожная карта бизнеса-2020”, “Дорожная карта занятости-2020”.

Насколько новый проект реалистичен – еще тот вопрос. Ведь многие программы базируются на результатах, которых мы должны были уже достичь. Например, вторая пятилетка – логическое продолжение первой. Но где здесь логика, если первый пятилетний план практически не реализован…

– Конечная цель первого этапа – сокращение объемов импорта, увеличение поступлений в доходную часть бюджета, наполнение внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства. За 5 лет ни одна из этих задач не решена, – отмечала в 2014-м депутат Гульжана КАРАГУСОВА.

Действительно, где гарантия, что вторая фаза не будет такой же? А значит, и весь Общенациональный план.