Цирк зажигает огни

“Бродячие” артисты

– К созданию цирка в Казахстане приложила руку народная артистка Казахской ССР Гульжихан ГАЛИЕВА, – говорит Валихан Чалабаев, – которая была первым директором эстрадно-цирковой студии, а отделение этой студии явилось основным костяком для создания первой труппы Казахского цирка.

На протяжении двух лет на базе Саратовского цирка выпускники Галиевой готовили первую программу Казахского цирка. 24 июля 1970 года состоялась премьера, после чего нас тут же пригласили гастролировать с ней по всему Советскому Союзу. Кстати, своего помещения у нас тогда не было. Мы, как поистине бродячие артисты, находили приют в более чем 76 стационарных цирках СССР. Тем временем в Алма-Ате началось строительство здания цирка, знаменитая “Волшебная юрта”, которая и по сей день является уникальным сооружением.

Вместе со всеми артистами триумф первой цирковой программы разделил и первый директор Казахского цирка Канат САУДАБАЕВ. Когда он пришел к нам, ему было всего 24 года. Он только недавно окончил режиссерский факультет Ленинградского института культуры. Главным его качеством было то, что он любил и поддерживал талантливых людей. Почти 12 человек из 30 артистов первой труппы цирка через пару-тройку лет работы уже получили квартиры.

– Кто были первые артисты цирка, сделавшие его известным? Можете назвать самые известные цирковые династии Казахстана?

– Одним из начинавших 40 лет назад был акробат Карымсак АКИШЕВ, которого мы недавно похоронили. Нынешний директор цирка Кадырхан БУЛЕБЕКОВ начинал с руководства группой джигитов. Одними из первых также были воздушная гимнастка Сайран ТУЛЕУПА, заслуженный артист Казахской ССР акробат Ержан КОНУРБАЕВ. Его дочь Йоко КОНУРБАЕВА – сегодня лауреат многих международных фестивалей – достойная продолжательница династии. Основателем еще одной династии воздушных гимнастов является Курмангали ДОСБАТЫРОВ. Третья династия – это семья КОРЖУМБАЕВЫХ. Четвертая династия – это я и мой сын. Я сам был акробатом, а мой сын Канат ЧАЛАБАЕВ работает в крупном конном аттракционе в Америке.

– Скажите, какой была зарплата артистов цирка в то время?

– В то время мы не обращали большого внимания на зарплату. Например, я, как артист высшей категории, получал около 1000 рублей, но мы тратили их легко, не копили. Попросит кто-нибудь взаймы – давали легко.

Лучшая труппа СССР

– Расскажите о цирковой программе 1975 года “Земля чудес”… Правда ли, что в ее создании принимал участие Олжас СУЛЕЙМЕНОВ?

– В 1974 году остро встал вопрос о том, чтобы сделать новую программу, на создание которой выделили гигантскую по тем временам сумму – почти полмиллиона рублей! В то время лучшим режиссером в цирковой среде считался Вилен Васильевич ГОЛОВКО. Он приехал в Алматы со своей командой постановщиков и хореографов и вместе с Олжасом Сулейменовым написал сценарий.

Программа “Земля чудес” была совершенно новым явлением в цирковом искусстве, в ней традиционные цирковые номера сочетались с непривычными для цирка эстрадными, балетными постановками и декламацией стихов. Она состояла из нескольких новелл, каждая из которых была посвящена той или иной теме и раскрывала смысл традиций нашего народа, его достижения в настоящем: “Эпос”, “Цветы земли”, “Степь”, “Медео” и “Байконур”. Затем на Всесоюзном конкурсе циркового искусства программа заняла первое место. А наш цирк на протяжении 10 лет признавался лучшей труппой Советского Союза.

– Наверняка в начале 90-х годов повсеместный упадок коснулся и нашего цирка…

– Да, когда Советский Союз распался, для нас наступили тяжелые времена. Сейчас трудно представить, но многие артисты в цирке даже не числились в штатном расписании, животные не находились на довольствии! Но люди продолжали работать в его стенах на каком-то нечеловеческом фанатизме. Они правдами и неправдами добывали корм для животных и, вместо того чтобы уходить, готовили новые номера. Это, по сути, помогло спасти цирковое искусство в Казахстане. Хотя не скрою, многие артисты уехали за границу. Те, кто остался, несмотря ни на что, продолжали получать награды на различных фестивалях в Монте-Карло, Пекине, Париже, Варшаве и других городах мира.

В цирке все по-настоящему!

– В чем, по-вашему, главный смысл циркового искусства?

– Я много над этим думал и пришел к простому выводу: если в театре человек, не обладающий определенными человеческими качествами, может силой своего таланта эти самые качества показать, то в цирке все по-настоящему. Цирк – это искусство бесстрашия, запредельной смелости, демонстрации совершенно фантастических возможностей человека, его тела и духа. В цирке нельзя не быть смелым, храбрым. Здесь могут работать только по-настоящему честные люди. Почему воздушные гимнасты каждый день, рискуя жизнью, крутят тройное сальто под куполом цирка? Ради чего дрессировщик заходит в клетку к тигру? И ведь это не ради денег! Это совсем другая философия и идеология. Именно поэтому цирку никто никогда не может изменить. Он настолько затягивает, что сюда люди приходят только раз и уже не уходят никогда.

– Поговаривают, что на свадьбу одной цирковой семьи был приглашен Владимир Высоцкий…

– Это было 3 октября 1973 года. Я был тамадой на свадьбе Кадырхана БУЛЕБЕКОВА и Шолпан КОЖАМБЕРДИЕВОЙ. В то время в Алматы как раз проходили гастроли Театра на Таганке. А накануне свадьбы наш конферансье Карлыгаш ХАСАНОВА познакомилась с Высоцким на улице, когда вышла из парикмахерской. И решила сделать сюрприз – пригласить его на свадьбу. Он пришел, правда, без гитары. Его посадили на самое почетное место, нашли где-то ужасно расстроенный инструмент, и вскоре Высоцкий уже исполнял свои песни. Расстались с ним мы только под утро.

Юбилей с новой программой

– Что представляет собой современный Казахский цирк?

– Выросла целая плеяда совершенно уникальных артистов. Это группа джигитов “Номад” под руководством Кунгужинова. Я считаю, что эти джигиты – подлинное достояние нашего народа. Они по-настоящему преданы профессии, не боятся ни травм, ни сложных трюков, живут в творческой атмосфере. Точно так же, как Дария СУЛЕЙМЕНОВА, Зарина ДИГАРБЕКОВА, Даржан КАМБЫШЕВ, группа Алишера АЛИЕВА, семья ДОСБАТЫРОВЫХ, Руслан ФАЙЗУЛИН и Андрей КАНАХИН, которые исполняют уникальнейший шокирующий номер. Их знает весь мир. Если говорить о клоунах, то у нас тоже достаточно сильная школа. Один из ярких представителей – Мурат ДЖУМАГАЛИЕВ, который работает со своей женой Елизаветой. Другие представители клоунады – братья Халил и Уткур КАМАШЕВЫ, которые известны под сценическими именами Балгабай и Балтабай. Одним словом, цирк не стоит на месте. Он живет и продолжает жить.

– Планируется ли к юбилею Казахского цирка новая программа?

– Конечно. Она так и будет называться “Юбилейная программа”. Мы пригласили артистов из восьми стран, в числе которых наши друзья из России, Украины, Беларуси, Узбекистана и Китая. Режиссером-постановщиком вновь будет Вилен ГОЛОВКО – создатель первой нашей программы “Земля чудес”. А на само торжество съедутся президенты государственных цирков названных стран.

Фото Тахира САСЫКОВА и из архива Казгосцирка

Редакция "Каравана" благодарит Мухтара Исабекова за помощь в организации материала

Жанар КАНАФИНА