Подписание этого важнейшего документа в Астане едва не сорвали сегодня представители сирийской вооруженной оппозиции. Заключительный раунд там закончился буквально несколько часов назад. Стороны согласовывали документ весь день, и только после обеда меморандум подписали три страны-гаранта. Но в итоге не обошлось без скандала, передает КТК.
К капризам и крутому нраву сирийской вооруженной оппозиции, которые она то и дело демонстрирует, кажется, уже привыкли. Вот и сегодня с самого утра никто не мог понять, будут ли участвовать делегаты в обсуждениях. В 4 часа оппозиционеры все-таки прибыли в отель, где идут переговоры. Но пленарное заседание не начинали. Представитель ООН Стаффан де Мистура даже некоторое время был вынужден сидеть в гордом одиночестве за огромным круглым столом. Только к 6 часам все же началсЯ завершающий этап четвертого раунда. И сначала заявление зачитал министр иностранных дел Казахстана.
- Несмотря на все сложности, Астана доказала свою эффективность и актуальность как платформа, где все заинтересованные стороны могут выразить свою точку зрения широкой аудитории, и что более важно, провести переговоры и прийти к соглашениям с конкретными шагами, - сказал министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов.
Стороны все-таки договорились о создании четырех зон деэскалации конфликта в Сирии. И это, пожалуй, самое главное решение, к которому удалось прийти. Задача была не из легких: чтобы согласовать все пункты, потребовалось два дня. Правда, публичное подписание меморандума началось с довольно буйного выпада со стороны вооруженной оппозиции. Один из членов неожиданно позволил себе выкрики - в сторону Ирана.
Пошумели и ушли. После такого, в прямом смысле, громкого заявления три оппозиционера демонстративно покинули совещание. Однако их соратники остались. Впрочем, этот инцидент, похоже, не скажется на выполнении самого меморандума. Как позже заявил представитель иранской стороны, документ налагает обязательства не только на страны-гаранты, но и на официальный Дамаск с оппозицией. За соблюдением режима прекращения огня в четырех зонах безопасности, по всей видимости, будут следить иностранные военные.