Дочерние компании китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) начали ввозить в Казахстан высокооктановый бензин стандарта Евро-3 – такого пока не производит не один из казахстанских заводов. Таким образом, китайцы начали активно замещать и казахстанских производителей, и россиян на рынке автотоплива в нашей стране.
Примечательно: по той информации, что удалось узнать “Каравану” в компании, которая импортирует ГСМ из Китая, весь ввозимый бензин производится на НПЗ в Душанцзи – это город в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, недалеко от казахстанской границы, аккурат на нефтепроводе Атасу – Алашанькоу – Душанцзи – Карамай. Недавно здесь был построен крупный НПЗ мощностью 20 миллионов тонн нефти. И предназначен он для переработки именно казахстанской нефти.
Вообще-то на этом заводе предполагалось организовать переработку казахстанской нефти по схеме толлинга – это когда сырье перерабатывают за рубежом и всю продукцию потом вывозят опять в страну происхождения. Таким образом Министерство нефти и газа хотело закрыть дефицит ГСМ в Казахстане.
– Сейчас 15 миллионов тонн нефти мы перерабатываем на наших трех НПЗ, у нас идет реконструкция, и мы выйдем на проектную мощность в 2014 году, но сейчас существует 40-процентный дефицит высокооктанового бензина. Ряд компаний готов переработать на территории Китая, где логистика очень удобная, затраты на транспортировку небольшие, они готовы переработать казахстанскую нефть и ввести опять нефтепродукты, пока мы не запустим свои мощности, – сказал ответственный секретарь Министерства нефти и газа Канатбек САФИНОВ на презентации законопроекта “О магистральном трубопроводе” еще в мае 2012 года.
Таким образом, РК хочет уйти от зависимости от России, ведь около 40 процентов высокооктановых бензинов – от Аи-92 и выше – завозятся в Казахстан с Омского НПЗ. Первый раз вариант толлинга начал рассматриваться еще в 2009–2010 годах, и Астана намерена была загружать российские заводы. Но из-за налоговых нюансов и жесткого отношения Министерства финансов России к толлинговым операциям переговоры затянулись. В России толлинг критикуется: если компания-оператор контролирует все стадии операции – от поставки сырья до продажи готовой продукции – возникают риски вывоза капитала за рубеж.
Свободные мощности по переработке нефти есть и в других соседних странах. Например, Беларусь, Украина, Азербайджан, Туркмения. А в Румынии у КМГ есть даже свой завод – “Ромпетрол”. Но выбрали Китай. В СУАР расположено сразу три НПЗ общей мощностью около 80 миллионов тонн. Переработать 1 миллион тонн нефти для Казахстана здесь не проблема.
При толлинговых операциях самые большие расходы, оказывающие влияние на цену конечного продукта, – это стоимость транспортировки и расходы на переработку. По данным агентства “Атон”, транспортировка по этой трубе стоит примерно 4–5 долларов за баррель. Это немного. У казахстанских экспортеров есть маршруты и подороже, например, на Новороссийск.
Стоимость переработки на китайских НПЗ тоже невелика. На казахстанских предприятиях статья расходов в два раза выше, чем среднемировые ставки. Значит, конечная цена получаемых ГСМ будет даже ниже, чем у казахстанских НПЗ или импортируемого бензина. Это объясняет стремление участников Казахстанской топливной ассоциации заняться толлингом.
Но, похоже, два министерства – финансов и нефти и газа – не выполнили своего обещания. Дальше слов дело не двинулось. Законопроект принят не был.
– Нам пока ничего не известно. Уже полгода как Налоговый комитет и Миннефти молчат на эту тему, – сообщили “Каравану” в Казахстанской топливной ассоциации.
Сегодня оптовая цена бензина в КНР составляет где-то 600 долларов за тонну. В Казахстане та же тонна стоит уже 900 долларов. С учетом импортной пошлины ввоз нефтепродуктов все равно будет выгодным. Но доступ к этому бензину имеют только китайские компании. Казахстанские такого права лишены.
Ситуация усугубляется тем, что с 1 января 2013 г. в Казахстане вступает в силу стандарт Евро-3. Это означает, что в стране будет запрещена продажа топлива, которое не соответствует этому стандарту. Однако ни один из отечественных заводов такой бензин и дизельное топливо не производит. В итоге в законе останется только импорт из России и Китая. Хотя есть вероятность, что введение этого стандарта будет перенесено еще на год.
Примечательно, что и в соседней России Евро-3 вызывает неоднозначную реакцию. Не все заводы смогли модернизироваться. В итоге дефицит бензина будет покрываться из Беларуси, тоже по толлинговой схеме: россияне будут поставлять Минску нефть, белорусы – нормальный бензин.