Напомним, во время церемонии награждения на кинофестивале “Евразия” за “Лучшую режиссерскую работу” в фильме “Чума в ауле Каратас” режиссер заявил, что вице-президент АО “Казахфильм” потребовал в виде отката 80 миллионов тенге из 100 миллионов, выделенных на съемки нового фильма Ержанова.
– Совершенно идиотский поступок! – искренне удивлен Асенов. – За годы своего творчества Ержанов снял всего несколько фильмов. Может, они и хорошие, но я не буду судить об их качестве. Казахское кино существует уже 70 лет. Сколько было снято шедевров! Почему Ержанов ни во что не ставит заслуги нашего кино? Кроме того, в “Казахфильме” всегда была традиция оплачивать налоги и отдавать деньги на содержание кинокомпании. Эти деньги идут на оплату коммунальных услуг, рабочего персонала, содержание и ремонт киностудии. И все киношники согласны с этим. Это нормальное явление. Благодаря этим общестудийным деньгам “Казахфильму” удалось выжить. Поэтому выступление Ержанова на фестивале я считаю неуместным.
В киностудии все расходы прозрачны, все просчитывается. Обычно на налоги и общестудийные расходы уходит 30 процентов от выделенных денег на съемки фильма, но никак не 80 процентов. Зачем на весь мир позорить “Казахфильм”? Не знаю, намеренно он это сделал или нет, но, судя по его грубой выходке, скорее всего, да.
Есть еще второй момент. Картина “Чума в ауле Каратас” очень проблематично шла на конкурс: ее, то вычеркивали, то обратно возвращали в список номинантов. И, скорее всего, его выступление на кинофестивале можно расценивать как отчаянный крик души за то, что с ним некорректно обращались во время конкурса.
– Но, тем не менее, были ли откаты?
– За последние годы я снял 10 фильмов и ни разу слышал об откатах. Их никогда и не было. Я знаю кино изнутри. Это просто невозможно. Обвинения Ержанова недоказуемы, у него нет фактов. В системе киношников, где друг на друга смотрят как на конкурентов, постоянно обсуждаются вопросы, кому и сколько выдали денег. Поэтому об откатах сразу стало бы всем известно! Кстати, заметьте, обычно о них говорят те режиссеры, которые особо и не состоялись. На кино всегда не хватает денег, мы даже вынуждены просить их у спонсоров, а вы об откатах говорите.
После выступления Ержанова может остаться один только неприятный осадок. Теперь прокуратура и Счетный комитет снова заинтересуются нами, хотя буквально недавно проверяли. А эти новые проверки снова будут тормозить процесс кинопроизводства, который и так еле-еле идет.
– А как обстоят дела с вашим амбициозным проектом “Казак елi”? Денег на съемки фильма выделено немало, почти миллиард тенге, а премьерный показ к празднованию 550-летия Казахского ханства был сорван. Почему?
– “Казахское ханство” – это государственный заказ. Но государство не учло, что на такой проект нельзя выделять мало денег. Все думают, что один миллиард тенге – это очень большие деньги. На самом деле из этого миллиарда государство сразу же забирает 12 процентов НДС, 20 процентов КПН, остается 600 миллионов. Из этих денег “Казахфильм” забирает 15 процентов на общестудийные расходы. Остается почти 2 миллиона долларов. А “Казахское ханство” – это мощный проект. Львиная часть из выделенных средств ушла на пошив костюмов героев. А они были сшиты из богатых тканей. В нашем кинематографе всегда почему-то показывают нищих казахов: вечно черных, грязных, бегающих вокруг темной юрты. Я сказал, что так дело не пойдет.
Действие происходит в XV веке, когда через Казахстан проходил Великий Шелковый путь. Казахи тогда жили зажиточно, города процветали. Я показал другую сторону. Обычно такой проект, включающий в себя несколько сезонов, делается пять-шесть лет. Мы и так сделали мощный марш-бросок. Написали быстро сценарий и за год сняли фильм. Нам повезло, что снега в прошлом году не было.
– Недавно в Алматы состоялся закрытый показ “Казахского ханства”. Не кажется ли вам, что вы несколько принизили роль аргынов и других племен и в то же время приподняли роль представителей родов, которые принято относить к Младшему жузу?
– “Казахское ханство” снималось на основе книги “Алмазный меч” из трилогии Ильяса Есенберлина, которая, кстати, прошла мощную советскую цензуру. И все выложенные исторические факты в этой трилогии достоверные. Поэтому там вранья нет. Все строго отслеживается по хронологии. И потом, на тот момент никто из казахов, считаю, не думал, кто и к какому роду он принадлежит. Самая главная цель на тот момент была – избавление от гнета и унижений, обретение самостоятельного государства. И эту цену свободы они отстаивали потом и кровью.
– Насколько я поняла, несмотря на то что уже состоялся премьерный закрытый показ, фильм все еще сырой?
– Сейчас нам не хватает 50 миллионов тенге на озвучку и монтаж. К сожалению, денег из бюджета нам больше не выделяют. “Казахское ханство” – это уникальный проект, который, думаю, поднимет патриотизм среди молодежи, не знающей историю своего народа. К сожалению, так получилось, что подростки больше увлечены американскими фильмами, героями для подражания для них стали Шварценеггер или Брэд Питт, но никак не наши батыры.
В нашем фильме конкуренцию голливудским кинозвездам может составить Кобланды-батыр. Хотел отметить, что в “Казахском ханстве” нет никакой компьютерной графики. У нас все натурально. Человек даже с кино-экрана чувствует запах лошадей. Мы не торопились со съемками киноэпопеи, поскольку больше ставили акцент на качество, пусть даже при маленьком финансировании.
– Недавно стало известно, что еще один ваш фильм, “Аманат”, рассказывающий о судьбе последнего хана Кенесары, стал лидером проката на экранах наших кинотеатров и теперь выдвинут на “Оскар”…
– Еще с начала 90-х годов у меня была идея найти останки хана Кенесары. Ездил даже в Эрмитаж, но головы хана, к сожалению, там не нашел. Сейчас в обществе ведется много споров вокруг останков последнего чингизида. Я долго думал, чем могу помочь в этих поисках, и решил снять об этом фильм. Если честно, ни на какой успех не рассчитывал. А потом узнал, что кинопрокатчики три раза продлевали прокат фильма. Народ, оказывается, идет и идет. Видимо, эта проблема сейчас очень актуальна. Это смелая картина, где рассказывается о геноциде народа во время сталинских репрессий. В основе сюжета – расследование одного журналиста, который пытается найти останки Кенесары. Но так и не находит.
Мы попали на “Оскар”, и уверен, что получим премию. Хотя больше я думаю о том, что, может, мировая общественность, увидев этот фильм, все-таки поможет возвращению останков Кенесары.
АЛМАТЫ