Что станет предметом роскоши для рядовых казахстанцев в ближайшем будущем

Кто даст стране угля?

Вот уж парадокс, но в стране, обладающей просто громадными запасами угля и нефти, люди не знают, чем топить печки и заправлять “железных коней”.

Сводки, собранные корреспондентами “КАРАВАНА”, как вести с полей: практически в каждой области чуть ли не двукратный скачок цен на уголь и дефицит бензина.

Так, в шахтерской столице уголь нынче торгуют по 11 тысяч тенге за тонну против прошлогодних шести с половиной. Да и тот найти непросто. При этом власти Карагандинской области уверяют, что дефицита твердого топлива в регионе нет.

Зафиксирован ажиотаж и в Павлодарской области. Ежегодно уголь здесь дорожает на 500–1 000 тенге за тонну. Но только не в этот раз. Год назад твердое топливо здесь стоило 8 тысяч тенге, этим летом – 9 тысяч, сейчас цена взбухла до 12 тысяч. Да и такой золотой уголь попробуй найди.

Экибастузское угледобывающее ТОО “Богатырь Комир” сообщает, что за первые девять месяцев этого года объем отгруженной продукции составил 29 миллионов тонн, что на 22 процента больше, чем в прошлом году. Из них 22 миллиона тонн отгружены потребителям внутри страны.

В Восточном Казахстане уголь подорожал на четверть – с 7 до 9 тысяч тенге за тонну с доставкой на дом. И это в Усть-Каменогорске, а в сельских районах области тепло стоит еще дороже: в Глубоковском районе – 10 тысяч тенге, в Кокпектинском – 12, в Катон-Карагайском – 14 тысяч тенге.

– С доставкой на дом за тонну просят 14 600 тенге, – рассказала жительница села Урыль Алия БАЙГАЗИНА. – С учетом, что мы еще выписываем дрова, нам на зиму нужно 5–5,5 тонны. Конечно, для семьи из сельской местности это значительные траты. Как менялись цены на ГСМ в Казахстане, и что по этому поводу говорили чиновники

Городским малоимущим власти Усть-Каменогорска решили пойти навстречу и предлагают им уголь по сниженной цене в 7,5 тысячи тенге. С учетом того, что на зиму одна печка “съедает” около 8 тонн угля, выходит, что каждая малообеспеченная семья должна найти на тепло в среднем по 50 тысяч тенге.

Подорожал с 12 до 14–15 тысяч тенге уголь и в Петропавловске. Причем жители частного сектора уверяют, что и по этой цене найти топливо сложно.

Сообщает о дефиците и наш костанайский корреспондент. Прозвонив десять телефонов фирм, предлагающих местным жителям “уголь тоннами и мешками”, она обнаружила только два адреса, где реально готовы были продавать по-крупному. По 14 000–14 500 тенге за тонну шубаркульского или каражыринского уголька. Остальные просили звонить позже – “завоза нет” – или взять мешочек-другой, что для человека с печным отоплением – смех.

В районах ситуация еще хуже. Угля нет. И там он дороже. Тот же “шубаркуль” и “каражыра”, например, в райцентре Мендыкаринского района продают уже по 18 тысяч тенге за тонну, да и то ждать своей очереди людям приходится неделями.

По такой же цене продают уголь в столице. Правда, как жалуются граждане, на многих базах мухлюют и мешают “шубаркуль” с более дешевыми сортами. А сами поставщики отмечают, что в этом году, несмотря на цену, все просят именно “шубаркуль”, в условиях крайней необходимости соглашаются перебиться “каражырой”, а вот майкубинский уголь, который стоит “каких-то” 10 тысяч тенге за тонну, спросом почти не пользуется.

– Я уже много лет уголь вожу и замечаю, что в последние годы все чаще просят “шубаркуль”. Потому что у многих сейчас стоят дорогие котлы длительного горения, а они другие сорта не очень “кушают”, – откровенничает один из камазистов на угольном “пятачке” в пригороде Астаны.

Как он признался, сейчас ежедневно продает по 3–5 восьмитонных КамАЗов. В принципе, как обычно, в это время года.

Чиновники подорожание связывают, прежде всего, с эксплуатационными расходами – выросли в цене горючее, запчасти и т. д. А что до дефицита, так то, по мнению функционеров, посредники балуются. Хотя среди камазистов бытует другое мнение: казахстанские угольные разрезы заключили слишком много контрактов на экспорт, вот и не хватает угля стране.

Бензин қайда?

Если с углем и ценами на него граждане все чаще разбираются самостоятельно, то ситуация с бензином получила огласку на самом высоком уровне. Навести порядок в этой сфере настоятельно потребовал премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ, а подробного анализа сложившейся ситуации – спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ. В министерстве энергетики сообщили, что на действующих НПЗ уже увеличили за счет сокращения производства Аи-95 и Аи-80 выпуск самого ходового бензина Аи-92. Однако признались, что полностью стабилизировать ситуацию а также, возможно, немного снизить цену на ГСМ смогут лишь в ноябре, когда после ремонта выйдет на плановую мощность ПНПЗ .

Пока же цифры на информтабло АЗС автовладельцев совсем не радуют: в Западном Казахстане цены на Аи-92 выросли до 160 тенге и выше, а в самом отдаленном Бокейординском районе цена за литр бензина Аи-92 во вторник добралась до рекордных 200 тенге за литр.

Примечательно, что власти региона ничего страшного в происходящем не видят. Госрегулирование цен на ГСМ: быть или не быть?

– Сейчас находится на ремонте Павлодарский НПЗ. В России, где мы закупаем 70 процентов бензина, выросла цена на 12 процентов. Если раньше тонну мы покупали за 500 долларов, то сейчас она стоит 560. Кроме того, повлиял скачок стоимости рубля. Это все в совокупности и привело к подорожанию топлива, – объяснял журналистам заместитель акима ЗКО Багдат АЗБАЕВ.

Тот факт, что в регион почти не поступает бензин с ПНПЗ, чиновник почему-то проигнорировал.

Есть регионы, в которых с обеспеченностью ГСМ пока видимых проблем нет. Но дефицит – лишь вопрос времени.

– Через неделю мы перейдем, скорее всего, на талонную систему отпуска товара. Потому что запасы действительно кончатся, а в Казахстане мы пока найти оптовую партию бензина не можем и, возможно, будем завозить российский, там Аи-92 при отгрузке оптом стоит как минимум 156 тенге за литр на наши деньги плюс транспортировка и другие расходы. Наценка, конечно. Если будем завозить его, то населению придется привыкать к высоким ценам на топливо, – рассказал коммерческий директор ТОО “ТС “Онтустик жанармай” из Кызылорды Алимжан МАХАМБЕТОВ.

Вместе с тем независимый экономист Айдар АЛИБАЕВ считает, что из года в год повторяющаяся ситуация с несвоевременным ремонтом НПЗ и высокая доля импортного бензина в стране, богатой нефтью, давным-давно требует решения.

– Ежегодно осенью у нас случается дефицит бензина, под это дело происходит рост цен. За 25 лет уже столько денег вбухано в модернизацию наших НПЗ, что можно было бы новые заводы построить. При этом каждый год они встают на ремонт и постоянно не загружены до конца. Почему это происходит? Мое мнение – потому что эта сфера крайне монополизирована и непрозрачна, – говорит он.

И сейчас, чтобы навести порядок на заправках, надо вынести на экспертный совет всю подноготную НПЗ и прочих участников рынка. Чтобы в итоге свести на нет все возможности для коррупции, сговора и прочих нерыночных механизмов обогащения в этой сфере.

Причем, как уверен Айдар Алибаев, наведение порядка в топливно-энергетическом секторе страны автоматически означало бы стабилизацию и других секторов экономики.

– От цены на ГСМ у нас зависят и цены на продукты, и тарифы на ЖКХ, и прочие базовые вещи, – объясняет он свою точку зрения.

Бензиновый выхлоп на картошке

Вторят ему фермеры. Именно на удорожание бензина в первую очередь ссылаются они, комментируя внезапный рост стоимости картофеля.

– Во многих хозяйствах еще идет уборка, а у нас в сентябре как горючее подорожало? – называет главную причину того, что буквально за неделю картошка на казахстанских рынках подорожала почти вдвое, бывший президент Ассоциации картофелеводов и овощеводов, а ныне простой фермер Кайрат АЛЬБИЕВ.

Так, практически во всех областях картофель подорожал с 80–90 тенге за килограмм до 130–150 тенге. А торговцы еще и пугают покупателей: якобы совсем скоро картошка будет стоить по 300 тенге.

– Конечно, у нас увеличиваются затраты: подорожали ГСМ, запчасти, но мы не планируем продавать картофель по 300. Оптимальная цена для покрытия затрат – 80–90 тенге за килограмм, – успокаивает встревоженных граждан директор КХ “Алем” из Актюбинской области Дмитрий ЧЕРНЕНКОПочему продукты питания в Казахстане не стали дешевле

Уверяют, что не будет дефицита второго хлеба, и чиновники акиматов областей. Практически везде картошка закупается в стабфонд, чтобы потом уйти в розницу по адекватной цене. Но граждане этим разговорам не верят, тем более что и сами фермеры, и даже чиновники в кулуарах сознаются, что нынешний дефицит мог быть спровоцирован увеличившимся экспортом. Из Восточного Казахстана картошка уходит в Китай, из Южного и Центрального – в Узбекистан, где нынче неурожай корнеплода, а Северный Казахстан якобы кормит Россию.

Насколько эти слухи верны, фермеры не сознаются. Говорят, что за себя-то они сказать могут, а вот за того парня с трудом. Но и с акиматовскими чиновниками работать крестьяне соглашаются исключительно по предоплате, потому как бывали случаи, когда чиновники обещали скупить весь урожай в стабилизационный фонд, а потом, когда уже и на экспорт не отправишь, и рынок затоварен импортом откуда-нибудь из того же Узбекистана, меняли свои намерения.

В нефтяной столице еще недавно второй хлеб продавали по 110–120 тенге за один килограмм, теперь по 140 тенге. Лук тоже стал кусаться, подорожал, приходится раскошеливаться, отдавая 130 тенге за кило.

Большинство атыраусцев отказываются делать овощные запасы на зиму, нет возможности где-то их хранить. И это удручает людей, так как они уверены, что цены на такие продукты первой необходимости и дальше будут расти.

В южном Таразе еще на прошлой неделе цена на картофель составляла 110 тенге, а сегодня на рынках она подскочила до 130–150 тенге, в магазинах города ею торгуют по 180–200 тенге.

Однако на совещании в акимате руководители областного управления сельского хозяйства заверили, что ситуация с ценами находится под контролем. Правда, при этом почему-то были озвучены другие цифры: мол, картофель оптом продается по… 65 тенге.

Чтобы изменить ситуацию, областной штаб по контролю за ценами срочно решил заняться интервенцией и выбросить на рынок запасы из стабилизационного фонда области. Картошка уже начала поступать в местные торговые киоски.

Кстати, на неделе свою статистику цен на социально значимые товары опубликовало министерство национальной экономики.

Согласно данным статистики, больше всего из овощей подорожала не картошка, а капуста: на 20 процентов против 12,4 процента у картофеля. Следом идет морковь – на 8,4 процента, огурцы открытого грунта – на 7,5 процента, репчатый лук – на 5,8 процента, столовая свекла – на 4,2 процента. А вот помидоры подешевели на 10,2 процента.

Карагандинский ответ росту цен

Пока в других городах Казахстана граждане привыкают к новым ценникам, в Караганде общественники решили объявить бой спекулятивному росту стоимости товаров первой необходимости. По инициативе руководства Карагандинского областного комитета КНПК в городе прошел “круглый стол”, за которым собравшиеся пытались понять, как в условиях удорожания товаров сохранить уровень жизни, особенно – уязвимых слоев. В качестве основного решения народные коммунисты предложили ввести-таки в городе и стране социальные карточки, на которые малообеспеченные граждане получали бы энную сумму от государства для покупки товаров народного потребления, произведенных в Казахстане. Но вопрос этот явно за пределами компетенции городской ячейки партии, потому собравшиеся сошлись во мнении, что необходимо внедрить народный контроль за ростом цен на продукты питания.

Горожане же в это время нашли свой ответ дороговизне – оптовки. Разница между оптовой и розничной стоимостью товара весьма ощутима. Так, к примеру, килограмм картофеля в розницу доходит до 140 тенге, а если брать его мешками, то килограмм обойдется в 90 тенге. Лук в розницу – 100 тенге за кило, оптом – 70. Капусту с прилавков продают по 90 тенге, из фур и контейнеров – по 50 тенге за килограмм. Килограмм моркови врассыпную обходится покупателю в 100 тенге, в мешке – 75 тенге. Розничная цена свеклы составляет 150 тенге, оптовая – 80.

Поэтому затариваются на зиму мешками в этом году не только запасливые пенсионеры, но и так называемый средний класс – завсегдатаи супермаркетов и любители покупать картошку и морковку килограммами и расфасованную в красивые пакеты.

Астана, Уральск, Усть-Каменогорск, Костанай, Караганда, Павлодар, Атырау, Петропавловск, Тараз, Кызылорда