“Чтобы зритель кайфанул, мы готовы на всё!”

“КАРАВАН” побывал в алматинском арт-убежище “Bunker”, на премьере спектакля “Игроки” по одноименной пьесе Н. В. Гоголя.

“Нет стерильности, как в других театрах”

В столь необычном месте независимый театр поселился 6 лет назад. Для тех, кто еще не знает, история такая. Коллектив искал помещение. Актеры спустились в бомбоубежище и ахнули – часть помещения была после пожара, без респиратора не зайти. Но все решили остаться. Восемь месяцев дружно приводили бункер в порядок. Сейчас в подземелье есть всё, чтобы развивать театральное искусство в полной изоляции от внешнего мира, проводить курсы актерского мастерства и режиссуры.

В “фойе” театра горят свечи, ароматические палочки. Живой огонь, живое общение – сотовая связь под землей не ловит. Зритель приходит разный.

– Здесь нет стерильности, присущей многим театрам, гости говорят, что чувствуют свободу, – поделился молодой человек за барной стойкой.

Гоголь и “Нейромонах Феофан”

Все постановки театра посвящены проблемам современного общества – офисная рутина, кредитное рабство, сложные отношения, социальные проблемы города, отдельно взятых семей и многое другое.

“Игроков” дают впервые. По театральной традиции – никаких интервью до выхода актеров. Мне предложили посмотреть действо, а после – задать вопросы.

Честно скажу, я не поклонница творчества Гоголя. Но режиссерский подход приятно удивил! Изменено количество действующих лиц: в оригинале их 9, в режиссёрской версии “Игроков” – 10, 5 из которых играет один актёр. Появился еще один персонаж – Мефистофель. И именно он – хозяин этого вселенского хаоса.

Спектакль сопровождают композиции модной драм-н-бейс-группы из Санкт-Петербурга “Нейромонах Феофан”. Молодые участники спектакля отжимаются, танцуют, выполняют акробатические трюки… Энергия на сцене бешеная! После спектакля поинтересовалась у них: читали они в школе произведения Николая Васильевича?

– Читал. Было немного сложно учить текст, старорусские слова. Но то, что поставила Ксения Кутелева, очень нравится, – говорит 17-летний актер Даниил ГУК.

– Одним процесс чтения больше по душе, а другим представлять, воображать. Мне эта режиссерская версия ближе, – поделился еще один актер, ученик 11-го класса Никита ЛЮТОВ.

“Труп” чуть ли не улыбался от радости”

– Классика – на то и классика, что проблемы эти сегодняшние, – рассказывает основатель театра, режиссер-постановщик, экс-модель Ксения КУТЕЛЕВА. – В репертуаре есть спектакль “Мертвые” по произведению Гоголя “Мертвые души”. “Игроки” зародились во время карантина. Театр был закрыт с марта по октябрь прошлого года, я пачками писала письма во все инстанции. Сотрудники сидели без зарплаты, но самое страшное – без зрителя и репетиций (“КАРАВАН” рассказывал об этом в материале “Базирующийся в бомбоубежище времен СССР театр просит помощи” от 13 мая 2020 года. – Прим. авт.).

Актерская профессия такая: чуть со сцены ушел – всё, квалификацию потерял. Когда вышли из карантина, делали показы на 10 человек. В одном из спектаклей на сцене лежал “труп” профессора. Так вот, “труп” чуть ли не улыбался от радости – выпустили после карантина!

– Вместо привычного реквизита актеры используют в спектаклях бумагу, воздушно-пузырчатую пленку, коробки.

– Мы – бедный театр, у нас нет постоянных спонсоров, господдержки, сильно в реквизите не разгуляешься. Мастер моего курса режиссуры в Екатеринбурге, актер, режиссер, сценарист Николай Владимирович КОЛЯДА говорил: сделай из дерьма палки и бабушкины шторки. Сделай это хорошо. А будут большие бюджеты, сделаешь еще лучше. Жизнь на грани фола: провинциал и почти диссидент, заставивший Кремль уважать себя

Театр затягивает. Особенно такой, необычный, признались актеры. Евгений ДРАЧУКОВ родом из Шымкента.

Занимался спортом, работал с отцом в ювелирной мастерской. Приехал на курсы актёрского мастерства в Алматы:

– Решение сумасшедшее, но я не жалею, что в 30 лет перечеркнул всё, приехал в другой город, круто сменил сферу деятельности, – рассказывает актер.

– “Игроки” распыляли на сцене мужской парфюм, уловила приятные нотки…

– Это фишка спектакля, задумка режиссера. Чтобы зритель кайфанул, мы готовы на всё. Но мне немного жалко, потому что используется мой личный парфюм (смеется).

АЛМАТЫ